english главная : карта сайта : о нас : контакты : реклама на сайте : ссылки : авторы НАШИ РУБРИКИ
VolgaSpace logo Актуальная информация о предприятиях космического комплекса / VolgaSpace Актуальная информация о предприятиях космического комплекса / VolgaSpace
ПАРТНЕРЫ ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТЫ ПРОЕКТЫ
СОБЫТИЯ СОБЫТИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БИБЛИОТЕКА БИБЛИОТЕКА
ИСТОРИОГРАФИЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
 
   
 
 
КОСМОНАВТИКА ПОВОЛЖЬЯ


№3 (7)
Информационный бюллетень
Поволжского регионального отделения Российской академии космонавтики
имени К.Э.Циолковского


июль–сентябрь 2004 год


Дорогу к звездам людям дав,
Они мечты их окрылили!
Их судьбы слиты воедино,
В трудах и славе рождены
И навсегда непобедимы!

( «Монументу ракеты Р7 в Самаре», А.В.Чечин)


Слово о Генеральном …

1 октября 2004 года исполнится 85 лет со дня рождения Дмитрия Ильича Козлова - Почетного генерального конструктора Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс», Почетного доктора нашего университета.

Космическая слава Отчизны завоевана трудом и творческим подвигом многих и многих людей. Но в первую очередь грандиозные успехи в освоении и изучении космоса в нашей стране связаны с именами Сергея Павловича Королева и его ближайших соратников, к числу которых принадлежит Дмитрий Ильич Козлов.

Дмитрию Ильичу судьбой отпущено полной мерой и суровой войны с тяжелыми ранениями, и славного труда в мирные годы.

На восьмой день Великой Отечественной войны пятикурсник Ленинградского военно-механического института Козлов ушел добровольцем защищать Ленинград. Иначе поступить не мог. Первое ранение в боях под г. Луга, после выхода из госпиталя участие в строительстве «дороги жизни», тяжелые бои на Синявинских болотах. В перерывах между боями Дмитрий Ильич был принят в партию коммунистов, идеалам которой он не изменил ни разу в жизни.

В 1944 году в боях на линии Маннергейма на территории Финляндии для него война закончилась . От войны на память остались три тяжелых ранения и очень дорогие награды – ордена Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды, медаль «За оборону Ленинграда».

Летом 1946 г . молодые инженеры НИИ-88 в Подлипках Дмитрий Ильич и Зоя Васильевна Козловы в составе большой группы специалистов были командированы в Германию для изучения и сбора документации по изготовлению и сборке агрегатов баллистической ракеты А-4 (ФАУ-2). И там, в Тюрингии, впервые пересеклись пути С.П.Королева и Д.И. Козлова. Тематика, по которой работал тогда Королев, увлекла Дмитрия Ильича.

К С.П. Королеву было и осталось навсегда глубокое уважение. «Наиболее ценными чертами Сергея Павловича как руководителя считаю исключительную страстность в работе и ответственность за порученное дело», - отмечал потом Дмитрий Ильич. С этими словами перекликается его собственный девиз: «Жить надо с увлечением…»

По возвращении из Германии при СКВ НИИ-88 формируется отдел №3, обеспечи вающий замкнутый цикл создания ракеты. Отдел и его начальник С. П. Королев положили начало всемирно известному ОКБ-1, впоследствии РКК «Энергия» им. С. П. Королева.

Дмитрий Ильич проходит в отделе должностные ступени — инженер-конструктор, старший инженер, начальник группы, начальник сектора. С 1951 года он ведущий конструктор ракеты Р-5, предназначенной для доставки ядерного боезаряда.

На ракете Р-5 впервые использовались системы радиоуправления дальностью, боковой радиокоррекции и аварийного выключения двигателя. Впервые оба топливных бака были несущими.

За участие в создании ракеты Р-5 Дмитрий Ильич награжден в 1956 году первым орденом Ленина.

В 1950 году начались предварительные работы по созданию двухступенчатого межконтинентального баллистического ракето-носителя Р-7, несущего мощный боевой термоядерный заряд. Ракета Р-7 послужила созданию ракетно-ядерного щита страны.

21 августа 1957 года состоялся первый успешный запуск РН Р-7.

В 1954 году С. П. Королев выходит с предложением о разработке искусственного спутника Земли — ИСЗ.

4 октября 1957 года состоялся пуск ракетоносителя Р-7 с первым ИСЗ.

Запуск первого ИСЗ получил ошеломля ющий мировой резонанс.

Большая группа создателей за эту работу была отмечена правительственными наградами. Среди них ведущий конструктор РН Р-7 Дмитрий Ильич Козлов удостаивается звания Лауреата Ленинской премии.

Отныне «семерка» со всеми ее модификациями войдет в его жизнь навсегда.

Никто не мог тогда предположить, что выбранные основные параметры и конструктивные особенности «семерки» настолько опередят время, что именно она ляжет в основу космической отрасли и станет базовой для создания целого семейства ракетоносителей (РН).

Решением правительства для серийного изготовления ракеты Р-7 был определен Куйбышевский авиационный завод №1.

Выбор города на волжской земле для создания и производства космических комплексов был сделан правительством не случайно. За годы войны в регионе сложился мощный военно-промышленный комплекс по созданию и производству самолетов и авиационных двигателей. С середины 50-х годов начал выпускать алюминиевую продукцию крупнейший в Европе Куйбышевский металлургический завод. И еще одна причина - географическое положение города. Самара - перекресток всех транспортных путей, соединяющих Центр с Сибирью и Азией.

В феврале 1958 года Сергей Павлович Королев направляет в командировку в Куйбышев своим представителем ведущего конструктора ракеты Р- 7 Дмитрия Ильича Козлова.

Основной его задачей была организация конструкторского сопровождения при серийном производстве ракеты Р-7.

Первой удачей для него была встреча с директором завода В.Я. Литвиновым, таким же одержимым в освоении нового.

Сам Дмитрий Ильич вспоминает: «Тогда на «Прогрессе» командовал Литвинов Виктор Яковлевич, замечательный человек был. Вот он мне здорово помог. Издал приказ: кого Козлов захочет к себе взять — отпустить. Я отобрал у него около полста человек, с ними и начал».

Среди тех первых были К. В. Тархов, А. М. Солдатенков, Г. Е. Фомин, А. И. Апексимов, Ю. П. Матийченко, Ю. И Новичихин, Л. Ф. Шумный, Ю. В. Яременко, Е. А. Болотов, 3. А. Марголина, Б. Г. Пензин, В. А. Рясный, М .Г. Татко, М. Ф. Шум и другие.

17 февраля 1959 года состоялся успешный запуск ракеты Р-7, изготовленной на авиационном заводе №1, позднее получившем гордое имя «Прогресс».

Коллектив победил, показав невиданные темпы освоения новой сложнейшей техники. Вскоре сорок ракет Р-7 заступили на боевое дежурство. Куйбышев стал кузницей первого ракетного щита нашей Родины. Эта победа увенчалась для Дмитрия Ильича вторым орденом Ленина.

Командировка продолжалась. И оказалась она сроком на всю жизнь.

23 июля 1959 года по инициативе С.П. Королева на заводе создан отдел конструкторского сопровождения производства №25. Через год он был преобразован в филиал №3 ОКБ-1 (ныне ЦСКБ). Его руководителем стал Дмитрий Ильич Козлов – Главный конструктор филиала, заместитель главного конструктора ОКБ – 1.

Закономерным шагом явилось создание на базе двухступенчатой «семерки» трехступенчатого ракетоносителя «Восток», и две первые ступени ее, выводившие на космическую орбиту Юрия Гагарина, также были изготовлены в Куйбышеве. После триумфального старта 12 апреля 1961 года многие участники исторических свершений получили государственные награды, в том числе и Дмитрий Ильич, удостоенный звания Героя Социалистического Труда.

С тех пор создание и модернизация ракетоносителей среднего класса - одно из ведущих направлений производственной деятельности самарского КБ, которое в 1974 году стало самостоятельным предприятием - Центральным специализированным конструкторским бюро во главе с Дмитрием Ильичом Козловым. «Восход», «Молния», «Союзы» различных модификаций с высокой степенью надежности обеспечивали и обеспечивают выполнение отечественной космической программы.

Начиная с 1961 года, года полета Ю.Гагарина - «семерка» в отечественной космонавтике стала единственным ракетоносителем, выводящим человека в космос.

Всего на основе базового пакета Р-7 создано 8 модификаций. С помощью этих РН осуществлено 1700 запусков космических аппаратов (КА) различного назначения.

В настоящее время на стадии завершения находятся работы по созданию ракетоносителя «Союз-2», а начинал эти работы и в течение многих лет решал важнейшие и принципиальные вопросы по этому ракетоносителю непосредственно Дмитрий Ильич. В центральной части города Самары открывается вид на ракетоноситель «Союз». Монумент воздвигнут по инициативе и при активном участии Д.И. Козлова и символизирует заслуги предприятий Самарского региона в создании ракетно-космической техники и освоении космического пространства.

«Ракета главная страны,
Судьба их слита воедино.
В трудах и славе рождены
И навсегда непобедимы!»

( Из сборника стихов А.В. Чечина – первого заместителя Генерального конструктора ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»).


Серьезной была работа по созданию лунной ракеты Н-1, требовавшей не только конструкторского сопровождения при изготовлении изделий для нее, но и постоянного вмешательства при доводке Н-1 после неудачных запусков. Конструкторы надеялись на успех пятого пуска, намеченного на август 1974 года. Но тему закрыли. Труд но сказать, что здесь играло решающую роль — политика или научные амбиции.

Сам Дмитрий Ильич вспоминает: «Интересные были годы, когда делали ракету Н-1. Никогда раньше не было такого энтузиазма и, наверное, уже не будет».

В 60-х годах освоено новое фундаментальное направление в космонавтике. ЦСКБ приступило к созданию космических комплексов. С.П. Королев, как эстафету, передал Дмитрию Ильичу разработку космических аппаратов - средств национального контроля и дистанционного зондирования Земли. И здесь в полной мере понадобилось то, о чем говорят соратники Дмитрия Ильича: «У него знания, опыт и непостижимая техническая интуиция».

Главный, а затем уже Генеральный конструктор руководил созданием 26 комплексов различного назначения. Должность Дмитрия Ильича всегда была рабочей, заставляющей постоянно быть в поиске, созидании, и брать на себя главную ответственность. При создании космической техники для обеспечения национальной безопасности, при создании космических комплексов народно-хозяйственного назначения, при создании космических аппаратов для проведения исследований в области космической технологии и физики невесомости, для исследований в области космической биологии и медицины, для проведения фундаментальных исследований и прикладных экспериментов по изучению частиц высоких энергий многие решения принимались Генеральным конструктором в инженерно-научной практике впервые в стране, впервые в мире.

Большим достижением стала разработка спутника нового поколения «Янтарь-2К» с улучшенными характеристиками. За работы по созданию спутников серии «Янтарь» Дмитрию Ильичу было в 1979 году второй раз присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В дальнейшем на предприятии под руководством Дмитрия Ильича были также разработаны различные космические аппараты народнохозяйственного назначения, такие, как «Ресурс», «Бион», «Фотон».

На основе научно-технических решений, выполненных Дмитрием Ильичем, и под его руководством - впервые в СССР разработан космический комплекс с полностью цифровой системой управления «Янтарь». Космические аппараты этого типа около 20 лет обеспечивали наши вооруженные силы необходимой оперативной информацией;

- впервые в СССР на комплексе «Янтарь» разработана спускаемая капсула для доставки специальной информации и осуществлена ее посадка;

- создан первый в нашей стране космический комплекс с оперативной доставкой информации по радиоканалу и с использованием спутника - ретранслятора, находящегося на стационарной орбите;

- созданы первые в СССР и до сих пор единственные в мире космические картографические комплексы;

- на базе специальных космических комплексов созданы космические комплексы социально-экономического назначения «Зенит-НХ», «Фрам», «Ресурс-Ф1», «Ресурс-Ф2», «Ресурс-Ф1М». Завершается создание космического комплекса «Ресурс-ДК1»;

- созданы единственные в мире специальные космические комплексы «Фотон» и «Бион» для проведения научных исследований в условиях микрогравитации и для решения медико-биологических проблем;

- созданы автономные спутники «Наука», запускаемые как попутная нагрузка и используемые для проведения научных исследований и отработки элементов конструкции в условиях космоса. Б ыло разработано и запущено в космос 44 таких спутника.

За годы созидательного труда в ЦСКБ была создана самобытная научная школа во главе с Дмитрием Ильичом Козловым, которая не только разработала теорию низкоорбитального космического аппаратостроения, но и обеспечила выполнение фундаментальных научных исследований, послуживших основой для создания новых научных направлений в геодезии и картографии, биологии и медицине, материаловедении, физике высоких энергий и других. Дмитрий Ильич - член-корреспондент Российской академии наук, действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского и Академии технологических наук РФ, почётный академик Российской инженерной академии и Академии навигации и управления движением, доктор технических наук, профессор.

В научной школе, возглавляемой членами-корреспондентами РАН Д.И. Козловым и Г.Н. Аншаковым, подготовлены и защищены в разные годы 12 докторских и около сотни кандидатских диссертаций.

Дмитрий Ильич внес большой вклад в развитие Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королева - в становление новых научных направлений, в укрепление материально-технической базы, в подготовку инженеров и ученых по новым специальностям. Он заведовал вначале кафедрой динамики полета и систем управления (1967- 1970 гг.), а затем – кафедрой летательные аппараты (1980-1999 гг.).

Многие годы Дмитрий Ильич входит в состав различных диссертационных советов университета.

При поддержке Дмитрия Ильича открывались новые отраслевые научно-исследовательские лаборатории. Благодаря заинтересованности и помощи Дмитрия Ильича был создан научно-технический центр «Наука».

12 апреля 1996 года ЦСКБ и завод «Прогресс» были реорганизованы путем слияния в Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» - федеральное государственное унитарное предприятие, находящееся в ведении Российского космического агентства (сейчас Федерального космического агентства России), который возглавил Генеральный директор - Генеральный конструктор Дмитрий Ильич Козлов.

Многолетняя плодотворная трудовая деятельность Дмитрия Ильича получила достойную оценку. Он удостоен многих наград и почётных званий. В их числе - четыре ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, Красной Звезды. Отечественной войны I степени, «За заслуги перед Отечеством» второй степени, многие медали.

Дмитрий Ильич - лауреат Ленинской премии ( 1957 г .), Государственных премий СССР ( 1976 г ., 1983 г .), Государственной премии Российской Федерации ( 1994 г .). Ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации».

В городе Тихорецке Краснодарского края, на родине Дмитрия Ильича, в 1981 году в ознаменование заслуг дважды Героя Социалистического Труда был установлен его бронзовый бюст работы скульптора Франгуляна. Дмитрий Ильич - почетный гражданин городов Тихорецка, Самары и Самарской области.

В 1990 году Дмитрию Ильичу было присвоено почетное звание «Заслуженный работник промышленности СССР» и вручен нагрудный знак №1 за большие заслуги в создании ракетно-космической техники.

За выдающийся личный вклад в освоение космического пространства Дмитрий Ильич в 2000 году был награждён нагрудным знаком Российского авиационно-космического агентства - медалью «Звезда Икара», а в 2003 году - высшей отраслевой наградой - «Знак Циолковского».

Золотая медаль имени академика В.Ф. Уткина «За вклад в развитие экономики и укрепление обороноспособности страны» была вручена Дмитрию Ильичу в 2002 году. Эта награда подчеркивает связь времен, преемственность поколений и лучших традиций российской научно-технической школы, высокую гражданскую и профессиональную ответственность российских ученых.

Свидетельством международного признания заслуг Дмитрия Ильича стало вручение ему в 2002 году Почетного нагрудного знака Ассоциации содействия национальной промышленности Франции (SРI), «чтобы выразить дань уважения выдающимся качествам руководителя и подчеркнув тем самым его персональную определяющую роль в присуждении Золотой медали SPI фирме, руководителем которой он является».

Год назад по состоянию здоровья Дмитрий Ильич оставил пост Генерального директора - Генерального конструктора ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» и теперь является Почётным генеральным конструктором. Он по-прежнему в строю, по-прежнему в коллективе.

Штурвал ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрий Ильич передал своим верным ученикам, выпускникам нашего университета Генеральному директору, профессору, доктору технических наук А.Н. Кириллину и Генеральному Конструктору, члену - корреспонденту РАН, профессору, доктору технических наук, Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственных Премий СССР и РФ Г.П. Аншакову.

Профессор Ю.Л.Тарасов



КОСМИЧЕСКАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МГУ

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова приступил к реализации космической научно-образовательной программы "МГУ-250", приуроченной к исполняющемуся в 2005 году 250-летию.
Программа включает в себя разработку, создание и запуск двух малых космических аппаратов (МКА) - "Университетский" и "Космос-2/Татьяна". Благодаря большому наклонению плоскостей орбит, МКА будут пересекать практически все основные структурные области магнитосферы Земли: радиационные пояса, авроральную зону, полярные шапки. Это позволит планировать проведение фундаментальных и прикладных исследований в этих областях, существенно различающихся по своим свойствам и природе протекающих явлений.
На базе производимых на борту КА измерений разрабатывается набор задач практикума, который предназначен как для студентов, специализирующихся в области космофизики, геофизики и астрономии, так и для студентов младших курсов, старшеклассников. Задачи специального космофизического практикума строятся по принципу самостоятельной работы студентов с полученными с борта спутника данными об измерениях потоков заряженных частиц, а также магнитных полей. Для старшеклассников и студентов младших курсов создается цикл электронных лабораторных работ-демонстраций, позволяющих на основе получаемых с борта КА данных об измерениях потоков заряженных частиц и магнитных полей проиллюстрировать физические процессы, происходящие в ближнем космосе, причем в режиме, близком к реальному времени.
В дополнение к разрабатываемым задачам готовится базисный мультимедийный курс "Жизнь Земли в атмосфере Солнца", призванный дать студентам базисные знания о физических процессах, протекающих в системе Солнце-Земля, а также подготовить студентов к восприятию демонстрационных лабораторных работ. Все разработки после апробации студентами МГУ будут предложены для свободного пользования в образовательных целях всеми заинтересованными некоммерческими образовательными учреждениями.

МКА "Университетский" создается на базе новой микроспутниковой платформы разработки КБ "Полет". В проекте участвуют вузы сибирского региона, масса спутника 25 кг. МКА "Космос-2/Татьяна" создается на базе платформы "Компас" разработки КБ им. В.П.Макеева (г.Миасс). Масса КА около 80 кг. Аппараты должны проработать на орбите не менее года.


Будущие шаги в космос невозможны без развития аэрокосмического образования

С 28 июня по 9 июля на базе Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) была проведена вторая Российско-Европейская летняя космическая школа «Перспективные космические технологии и эксперименты в космосе». Инициатива проведения этой Школы, как и предыдущей, принадлежит Поволжскому отделению Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (РАКЦ) в лице автономной некоммерческой организации «Институт космонавтики». В организации и проведении Школы с российской стороны принял активное участие Государственный научно-производственный ракетно-космический центр (ГНП РКЦ) «ЦСКБ-Прогресс» (генеральный директор А.Кирилин). Организацию иностранных участников взяла на себя фирма Delta - Utec SRC (Нидерланды), которая инициировала и активно продвигает оригинальный проект YES 2 ( the Second Young Engineers ' Satellite , сайт www.YES2.info), который называется также «Космическая почта».

Проведение Школы поддерживалось Федеральным космическим агентством России (начальником управления автоматических космических комплексов и наземных комплексов управления В.Козловым), Европейским космическим агентством (руководителем Департамента образовательных программ ЕКА Philippe Willekens, начальником отдела микрогравитационных полезных нагрузок доктором Werner Riesselmann). Первая Школа, которая прошла год назад, имела большой успех среди иностранной и российской молодежи, занимающейся подготовкой и проведением экспериментов в космосе (см. Новости космонавтики №9, 2003, стр.52). По итогам работы Школы были изданы Труды в виде официального издания ЕКА.

Тогда же было принято решение объединить усилия иностранной и российской молодежи в рамках международного проекта YES 2 и попытаться реализовать его на микрогравитационной космической платформе (МКП) «Фотон-М» №3, которая будет создана в Самаре ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» и запущена в космос в 2006 году согласно контракту с ЕКА. Кроме того, была высказана идея проведения вспомогательных экспериментов по отработке ряда критических технологий проекта YES 2 во время полета МКП «Фотон-М»№ 2 в 2005 году.

----------------

Интерес к самарским МКП «Фотон-М» очень велик, так как в настоящее время они является практически единственным в мире средством проведения научных экспериментов в условиях микрогравитации, позволяющим возвращать на Землю полученные результаты. Проведенная в последние годы модернизация МКП значительно повысила их привлекательность на рынке космических услуг: были увеличены энергетические ресурсы, расширены возможности системы управления, понижен уровень микроускорений на борту МКП до 10 -6 g , увеличена высота полета.

----------------------

На церемонии открытия Школы с приветствиями выступили ректор СГАУ член-корреспондент РАН В.Сойфер, депутат и руководитель экспертного совета «Авиация и космос» Государственной Думы РФ А.Белоусов, президент Поволжского отделения и вице-президент РАКЦ В.Балакин. Было продемонстрировано видеоприветствие от Европейского космического агентства.

За прошедший год для проведения заключительного этапа проектирования эксперимента YES 2 по инициативе ЕКА были открыты четыре центра экспертизы по различным направлениям проекта YES 2: в городах Самара, Кент (Великобритания), Патрас (Греция), Крефилд (Германия), Реггио Эмилия (Италия). Это определило состав участников Школы. В работе второй Школы приняли участие 12 иностранных студентов и аспирантов из университетов городов Патрас (Греция), Падова, Милан, Реггио Эмилия (все Италия), Валладолид (Испания), Кент (Великобритания), Лулеа (Швеция), Дрезден (Германия), эксперты и специалисты Европейского космического агентства (доктор Rene Demets , доктор Antonio Verga ), два представителя фирмы Delta - Utec SRC – технический директор Michiel Kruijff и менеджер Alexander van Dijk (Нидерланды) , осуществляющие руководство проектом YES 2 и являющиеся со-организаторами Школы. С российской стороны в Школе приняли участие студенты старших курсов и аспиранты СГАУ, молодые инженеры из ОАО «Ижевский радиозавод» и Научно-исследовательского института физических измерений (г. Пенза).

Главной целью Школы являлось привлечение молодежи (студентов, аспирантов) к участию в постановке и проведении экспериментов в космосе, направленных на получение новых фундаментальных знаний и отработке технологий, которые могут найти прикладное применение. Основной акцент в программе второй Школы был сделан на проведении в течение двух недель совместной работы над проектом YES 2, проведении экспериментов и моделирования, направленных на отработку основных технических решений проекта и его реализации на КА «Фотон-М».

-------------------------------

Основная цель проекта YES 2, авторами которого являются ЕКА и фирма Delta - Utec , – отработка технологии развертывания космической тросовой системы и оценка возможности ее использования для обеспечения доставки малых капсул с низких орбит в заданный район земной поверхности. В случае принятия решения о проведении эксперимента YES 2 на МКП «Фотон-М» он будет реализован на последних сутках полета. После ориентации МКП по местной вертикали от блока FLOYD (состоящего из системы отделения, катушки с тросом и тормозного устройства, предназначенного для управления процессом размотки) будет совершено отделение блока MASS (содержащего набор датчиков и измерительных устройств) и сверхлегкой сферической капсулы «Фотино». После того, как будет развернута тросовая система в определенный момент времени от блока MASS отделяется капсула «Фотино», которая осуществляет вход, движение в атмосфере с относительно небольшими тепловыми нагрузками, гашение скорости до величины порядка 35-40 м/с и приземление в заданном районе, в котором эту капсулу оперативно обнаруживают и эвакуируют. Блок MASS вместе с тросом входит в плотные слои атмосферы и сгорает.

---------------------------

По традиции в первые дни Школы была проведена миниконференция, на которой каждый участник выступил с коротким докладом и рассказал о своем научном направлении, достигнутых результатах, предварительном плане индивидуальной работы во время Школы . Во время Школы были прочитаны лекции по широкому кругу вопросов, посвященных орбитальному движению и управлению развертыванием тросовой системы, современным методам и способам навигации в космосе, аэродинамике и динамике движения спускаемых капсул на внеатмосферном участке полета и в атмосфере, проблемам теплового состояния капсулы при спуске на Землю, влияниию возмущений на рассеивание траектории неуправляемого спуска, проблемам поиска и эвакуации капсул после их приземления, технологиям подготовки и проведения экспериментов в космосе, конструктивным особенностям и навигационно-баллистическим аспектам миссии МКП «Фотон-М».

----------------------

Лекции и консультации проводились учеными СГАУ (профессорами И.Белоконовым, Ю.Заболотновым, С.Ишковым, Н.Семкиным, И.Тимбаем, В.Шаховым, доцентами С.Шустовым, В.Любимовым, К.Вороновым, ассистентом А.Ляскиным), научно-технического центра «Наука» (профессором Ю.Тарасовым, к.т.н. О.Прудниковым), ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (к.т.н. В.Абрашкиным, к.т.н. А.Казаковой, Ю.Усталовым), директором музея авиации и космонавтики Н.Богдановой.

----------------------------

Для участия в Школе был приглашен начальник Федерального управления авиационно-косми-ческого поиска и спасания Министерства обороны генерал-майор авиации В.Попов. Он прочитал очень интересную лекцию, касающуюся вопросов поиска и оперативной эвакуации спускаемых аппаратов и капсул, возвращающихся с орбиты.

В соответствии с концепцией проекта YES 2 все участники Школы были разделены на четыре группы, которые работали по направлениям :

1. Спускаемая капсула «Фотино»: проектирование, изготовление и тестирование.

2. Блок FLOYD : разработка конструкции, механического и электрического интерфейса с МКП «Фотон-М».

3. Блок MASS : выбор и обоснование состава датчиковой и измерительной аппаратуры для послеполетного анализа основных этапов миссии YES 2.

4. Управление тросовой системой и обеспечение безопасности выполнения основной миссии МКП «Фотон-М».

В рамках работы первой группы был изготовлен прототип легкой сферической капсулы «Фотино» диаметром 40 см и массой около 3 кг. Капсула имела твердое внутреннее полое ядро диаметром 15 см, сделанное из теплоизолирующего материала. Внешняя сферическая оболочка была сшита из материала Nextel , покрытого слоем силиконовой пасты. Полость между ядром и оболочкой была заполнена легким теплоизолирующим материалом Alumina . Внутрь твердого ядра помещался радиомаяк с автономным питанием, который должен передавать сообщения на спутники системы Argos , движущиеся по полярным орбитам, что позволит оперативно получить через сеть ИНТЕРНЕТ координаты капсулы после приземления.

Был проведен большой объем численного моделирования по расчету аэродинамических характеристик, траектории полета, тепловых режимов и динамики движения относительно центра масс нескольких вариантов капсул. В план работы группы были включены различные эксперименты. Одним из самых интересных экспериментов был сброс капсулы с большой высоты с целью проверки прочностных свойств конструкции капсулы и работоспособности радиомаяка, а также возможности оперативного определения координат точки падения.

Этот эксперимент проходил под руководством и при непосредственном участии генерала В.Попова. Участники Школы выехали на целый день в субботу 2 июля на арендованном теплоходе «Фотон» на один из живописных песчаных волжских островов недалеко от места проведения традиционного Грушинского фестиваля (около Жигулевских гор). Расчетным путем была подобрана высота сброса капсулы из условия достижения при приземлении скорости, аналогичной той, которую будет иметь капсула во время установившегося движения при возвращении из космоса. Для сброса капсулы были арендованы два гидросамолета: с одного осуществлялся сброс, а с другого осуществлялся контроль и видеосъемка ее движения.

Эксперимент увенчался успехом: капсула не только выдержала удар о Землю, но при этом сохранилась и работоспособность радиомаяка, который передал сигнал, принятый спутником Argos . Через некоторое время через ИНТЕРНЕТ были получены координаты точки падения капсулы.

Кроме этого на стенде СГАУ, созданном на базе реального жидкостно-реактивного двигателя, были проведены испытания теплозащитного покрытия капсулы, которые в целом прошли успешно. Расчетную температуру в 1000 К теплозащита выдержала, но при повышении температуры до 1400 К через 5 секунд произошел ее прогар. В аэродинамической трубе СГАУ были получены аэродинамические и моментные характеристики нескольких спускаемых капсул конической формы, которые рассматриваются в качестве вариантов будущей надувной капсулы для последующих стадий развития проекта YES 2.

Главной задачей второй группы была разработка конструкции и изучение вопроса установки блока FLOYD на крышке контейнера химического источника топлива МКП «Фотон-М». На Школу были привезены уже разработанные элементы блока FLOYD из Греции и Германии: устройство торможения с датчиком контроля размотки троса, катушка с тросом. Во время Школы было разработано несколько вариантов механического крепления и электрического соединения блока с МКП «Фотон-М». В лаборатории аэрокосмического приборостроения СГАУ были проведены эксперименты в вакуумной камере по оценке коэффициента трения при размотке троса. Костяк второй группы составили студенты из Греции и Германии, которые разрабатывают основные элементы конструкции блока FLOYD, и студенты из Швеции, которые адаптируют устройство отделения, разработанное Шведской космической корпорацией, для установки на МКП «Фотон-М».

Третья группа изучала возможности решения навигационных задач на всех этапах эксперимента YES 2, который можно интерпретировать как единый навигационно-баллистический эксперимент. В состав датчиковой и измерительной аппаратуры блока MASS и капсулы «Фотино» были включены датчики давления, терморезисторы, датчики натяжения троса, магнитометры, акселерометры, навигационный приемник. Были сформированы бюджеты масс, энергии, внутреннего объема, количества запомненной измерительной информации, которые использовались при оценке возможности размещения в блоке MASS и капсуле «Фотино». Исследовался вопрос возможности визуализации процесса отделения и начального этапа развертывания тросовой системы. Были проведены эксперименты с реальными датчиками, в том числе с перспективным приемником навигационных сигналов от спутниковых радионавигационных систем (СРНС) GPS и ГЛОНАСС, разработанным Ижевским радиозаводом. Исследовался вопрос возможности устойчивой работы навигационного приемника при обгаре теплозащитного покрытия капсулы при спуске в атмосфере.

Четвертая группа занималась моделированием процесса развертывания тросовой системы, анализом возникновения возможных нештатных ситуаций и последствий, к которым они могут привести. Были выработаны рекомендации по обеспечению безопасности МКП «Фотон-М» при проведении эксперимента YES 2.

Участников Школы посетила представительная делегация Европейского космического агентства в количестве 8 человек под руководством руководителя директората непилотируемых полетов доктора Martin Zell , который высказал поддержку проведению таких Школ в будущем, так как эта деятельность соответствует политике ЕКА, направленной на расширение и углубление сотрудничества с Россией.

Во время работы Школы в Самаре проходило заседание консультативного совета Европейского космического агентства и Федерального космического агентства России, на котором обсуждался состав полезной нагрузки и условия полета МКП «Фотон-М»№3 в 2006 году. Консультативный совет поддержал работу над молодежным проектом YES 2 и поручил техническим специалистам дать заключение о возможности реализации этого эксперимента на МКП «Фотон-М»№3.

В рамках Школы молодые люди не только обменялись идеями и результатами работы, послушали лекции ведущих ученых и специалистов по актуальным вопросам космической техники и работали над совместными проектами, совершили экскурсии по научным лабораториям СГАУ, но и ознакомились с достопримечательностями Самары и ее окрестностей, совершили прогулку по Волге, посетили Музей авиации и космонавтики, театр оперы и балета.

После работы Школы первая группа российских участников поехала на стажировку в Голландию на фирму Delta - Utec и Европейский инженерный центр космических технологий ( ESTEC ). В составе группы ассистент СГАУ А.Ляскин, который будет заниматься вопросами моделирования и расчета аэродинамических характеристик и тепловых нагрузок при спуске в атмосфере, и инженер ОАО «Ижевский радиозавод» П.Корнеев, который будет тестировать навигационный приемник на эмуляторе СРНС в ESTEC .

По итогам работы Школы планируются также выпустить Труды школы, а на следующий год провести третью Школу, приурочив ее к окончанию полета МКП «Фотон-М»№2.

Работа Школы отражалась на сайте www.volgaspace.ru/school/

Руководитель Школы профессор И.В. Белоконов


Хроника событий

16-21 сентября в г.Алушта (республика Крым) проходил XIII Международный научно-технический семинар «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации». Учредителями этого семинара являются Московский авиационный институт (государственный технический университет), Московский государственный университет, Московский инженерно-физический институт (государственный университет), Московский энергетический институт (технический университет), Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), Московская государственная академия приборостроения и информатики.

Этот семинар проводится ежегодно на базе отдыха МАИ под Алуштой в рамках программы «Интеграция науки и высшего образования», которую возглавляет академик РАН и РАКЦ В.П. Шорин. Руководит семинаром д.т.н., профессор, заведующий кафедрой 301 МАИ Г.Н. Лебедев . На семинар собрались около 250 преподавателей, аспирантов и представителей промышленности не только из Москвы, но и Санкт-Петербурга, Тулы, Саратова, Казани, Серпухова и других городов. Впервые в работе семинара участвовала делегация от нашего университета в составе профессора И.В. Белоконова , инженера кафедры динамика полета и системы управления С.А.Сободы и пятерых студентов шестого курса факультета летательные аппараты А.Крамлиха, Е.Макаровой, П.Печникова, А.Пигусова, К. Шмидта.

В программу семинара были включены пять докладов от самарцев, которые были заслушаны с большим интересом. Кроме перечисленных студентов соавторами докладов были также аспирант кафедры динамики полета И.Козлов и соискатель этой же кафедры В.Куприянов, профессора В.Л.Балакин и Н.Д.Семкин. В первый день работы участники получили труды семинара, изданные предварительно типографией МГУ. Перед участниками семинара выступали с концертами музыканты Симферопольской филармонии, известные барды. В программу семинара также были включены экскурсии по достопримечательностям Крыма. На спортивных площадках проводились соревнования по волейболу, футболу, теннису. Но самое большое впечатление на студентов произвело море – очень теплое и чистое, которое они увидели впервые, а также удивительно доброжелательная атмосфера общения, царившая на семинаре. Организаторы семинара сделали все, чтобы молодежь могла неформально общаться с известными учеными, профессорами, чтобы поддержать у студентов тягу к науке, к творчеству.


21 июля были подведены итог и конкурса научно-инновационных работ молодых исследователей "Полет в будущее" (Flight into the Future), посвященный памяти Роберта Хайнлайна. Конкурс проводится Фондом Премии Хайнлайн и Российским учебно-научно-инновационным комплексом аэрокосмической промышленности при поддержке Российского авиационно-космического агентства и Министерства образования РФ.

В состав конкурсной комиссии входили генеральный директор ЦНИИМАШ Н.А.Анфимов , академик РАН Ю.П.Рыжов , член-корреспондент РАН О.М.Алифанов , российские летчики-космонавты В.И.Севастьянов и В.Н.Кубасов , представители Фонда Хайнлайн Артур Дьюла и Бакнер Хайтауэр и другие известные специалисты в области космонавтики. Второе место на конкурсе заняла работа «Выбор проектных параметров и режимов функционирования электроракетных энергодвигательных модулей для перспективных транспортных космических аппаратов низкоорбитальных спутников Земли», выполненная под руководством заведующего кафедрой летательных аппаратов СГАУ профессора действительного члена РАКЦ В.В.Салмина группой выпускников факультета летательных аппаратов В.Волоцуевым, М.Гоголевым, Г.Коровкиным.


Объявления

8 октября в Самарском государственном аэрокосмическом университете состоится расширенное заседание Ученого совета, посвященное юбилейной дате – 85-летию Д.И.Козлова. Д.И.Козлов создал и возглавлял кафедру динамики полета и системы управления (по ней же он получил аттестат профессора) и кафедру летательных аппаратов, на которой он в настоящее время работает профессором.


С 3 по 10 октября Ульяновский государственный университет будет проводить семинар «Использование сверхмалых космических аппаратов в космофизическом образовании». В программу щколы-семинара включены лекции ведущих специалистов по следующим направлениям: микроспутники – опыт конструирования и применения, навигационные задачи, измерения радиации в космическом пространстве, ультрафиолетовое свечение Земли, солнечно-земные связи, космофизический практикум и актуальные задачи космических исследований.


19-20 октября Самару посетит заместитель директора Британского национального космического центра Мартин Шелли. Планируется посещение Самарского государственного аэрокосмического университета и публичная лекция «Космос и человеческая цивилизация: загадки прошлого и безопасность будущего», которая состоится в Самарской государственной филармонии. Пригласительные билеты можно получить в Британском совете по адресу ул.Куйбышева, 131, тел. 640783, 640784, 640785. Мартин Шелли расскажет о некоторых малоизвестных аспектах изучения космоса, которые, возможно, имеют значительное влияние на нашу повседневную жизнь и на безопасность людей в будущем. Он остановится на результатах последних миссий по изучению Марса (Mars Express), Сатурна (Cassini - Huygens), охарактеризует вклад британских ученых в их реализацию. Коллектив специалистов под его руководством разработал образовательный ресурс «Окно во Вселенную» на двух CD -дисках, который распространяется бесплатно.



Редакционная коллегия:
Белоконов И.В.(председатель), Балакин В.Л., Козлов В.Д., Панкратов В.М., Петренко С.А., Мокров Е.А., Яровой Г.П.
Президиум Поволжского регионального отделения РАКЦ: ул. Гая, 45, Самара, 443086.
Тел. 92-65-10. Факс 92-65-10.
E-mail:
acad@mb.ssau.ru, http://www.volgaspace.ru/


 
 
english главная : карта сайта : о нас : контакты : реклама на сайте : ссылки : авторы
Рейтинг@Mail.ru  

© Copyright Поволжское региональное отделение Российской академии
космонавтики им. К.Э. Циолковского (ПРО РАКЦ), 2002
Дизайн, структура и подбор информации на этом сайте защищены законом об авторских правах. Использование материалов, опубликованных на этом сайте разрешено только после предварительного согласования с редакцией сайта volgaspace@acvrb.ssau.ru


Замечания и пожелания присылайте на volgaspace@acvrb.ssau.ru
По вопросам размещения рекламы пишите на volgaspace@acvrb.ssau.ru