english главная : карта сайта : о нас : контакты : реклама на сайте : ссылки : авторы НАШИ РУБРИКИ
VolgaSpace logo Актуальная информация о предприятиях космического комплекса / VolgaSpace Актуальная информация о предприятиях космического комплекса / VolgaSpace
ПАРТНЕРЫ ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТЫ ПРОЕКТЫ
СОБЫТИЯ СОБЫТИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БИБЛИОТЕКА БИБЛИОТЕКА
ИСТОРИОГРАФИЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
 
   
 
 

  Версия для печати  
 
 
КОСМОНАВТИКА ПОВОЛЖЬЯ


№1 (1)
Информационный бюллетень
Поволжского регионального отделения Российской академии космонавтики
имени К.Э.Циолковского


январь-март 2003 год

14 февраля 2003 года состоялось общее годовое собрание Поволжского отделения Российской академии космонавтики (ПРО РАКЦ).
С докладом о работе Отделения в 2002 году выступил президент ПРО РАКЦ В.Л. Балакин. Основные итоги работы Отделения были опубликованы в предыдущем, пилотном номере Информационного бюллетеня "Космонавтика Поволжья", который был распространен на собрании.
С докладом о бюджете Отделения в 2002 году, о плане работы и бюджете Отделения на 2003 год выступил вице-президент - главный ученый секретарь ПРО РАКЦ И.В.Белоконов.
В обсуждении докладов приняли участие члены ПРО РАКЦ Богданова Н.В., Алтунин В.А., Чечин А.В., Панкратов В.М., Маркин А.А. С учетом высказанных замечаний и предложений были приняты подготовленные Президиумом ПРО РАКЦ план работы и бюджет Отделения на 2003 год. Была установлена и величина взноса на 2003 год для коллективных членов ПРО РАКЦ в размере 28000 рублей.
На собрании в коллективные члены Отделения была принята макетно-производственная фирма "АСМ" г.Самара. В советники Академии приняты Тычинский Н.Ф., директор МПФ "АСМ" и Воронов К.Е., к.т.н., ассистент СГАУ. В действительные члены Академии рекомендован член-корреспондент РАКЦ Панкратов В.М., руководитель Саратовской секции Отделения. По поручению Бюро Президиума РАКЦ Почетные дипломы Академии были вручены действительному члену РАКЦ, первому заместителю Генерального конструктора и начальника ЦСКБ (г.Самара) Чечину А.В. и действительному члену РАКЦ, проректору СГАУ Лукачеву С.В.
Удостоверения академических советников бы были вручены Губанову А.Г., заместителю директора по научной работе НПП "Антарес"(г.Саратов); Полетаевой В.В., журналистке (г.Самара); Алтунину В.А., преподавателю Казанского филиала военного артиллерийского университета.
На собрании был представлен сборник трудов научных сессий Отделения за 2001-2002 гг. "Космонавтика Поволжья: взгляд в XXI век"
В этот же день состоялась научная сессия ПРО РАКЦ, на которой были заслушаны и обсуждены три доклада:
1. Моделирование неоднородных нестационарных тепловых полей как возмущающих факторов объективной среды космических аппаратов. Панкратов В.М. (Институт проблем точной механики и систем управления РАН, г.Саратов).
2. Результаты разработки датчиков давления, работоспособных в условиях воздействия нестационарных тепловых потоков при эксплуатации жидкостных ракетных двигателей. Мокров Е.А., Трофимов А.Н., Семенов В.А., Тихомиров Д.А. (НИИФИ, г.Пенза).
3. Методы и средства исследования условий проведения экспериментов на микрогравитационных платформах типа "Фотон-М". Семкин Н.Д., Балакин В.Л., Белоконов И.В., Воронов К.Е. (СГАУ).

НИТОЧКА ИЗ КОСМОСА СВЯЖЕТ МОЛОДЕЖЬ РОССИИ И ЕВРОПЫ
Профессор И.В.Белоконов, руководитель семинара,
вице-президентПРО РАКЦ


17-18 января Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ) и Поволжское отделение РАКЦ провели семинар-презентацию международного проекта "YES2" - "Второй спутник молодых инженеров" (The 2-nd Young Engineers' Satellite). Основная цель проекта, авторами которого являются Европейское космическое агентство (ЕКА) и фирма Delta-Utec (Голландия), - отработка технологии развертывания космической тросовой системы и оценка возможности ее использования для обеспечения доставки малых капсул с низковысотных орбит в заданный район земной поверхности. Руководителем проекта со стороны ЕКА является первый голландский астронавт, профессор Дельфтского университета технологий Вуббо Оккелс, отвечающий в ЕКА за обучающие проекты, направленные на развитие творческой активности будущих инженеров Западной Европы. На презентации в Самаре присутствовали председатель попечительского совета университета, председатель Самарской Губернской Думы В.Ф.Сазонов, профессора, аспиранты, студенты СГАУ, специалисты самарского ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс". Семинар открыл ректор университета член-корреспондент РАН В.А.Сойфер, который также вручил В.Ф.Сазонову знак "Почетный выпускник СГАУ".


Проект "YES2" представил технический директор фирмы Delta-Utec Михиль Круфф, который в своем выступлении не только в деталях описал проект, но и рассказал о международной кооперации работ, в которую уже вовлечены более 25 университетов Европы, Канады, Японии. Оценку проекту, а также научным и техническим проблемам, которые могут возникнуть при его разработке и реализации дали в своих выступлениях профессора СГАУ Ишков С.А., Заболотнов Ю.М., Семкин Н.Д., Тимбай И.А., Шахов В.Г., Шустов С.А., Шахмистов В.М., которые около 10 лет назад принимали участие в разработке подобного проекта совместно с германской фирмой Кайзер-Треде. Проект "YES2" в случае успеха позволит европейцам независимо от России и США оперативно доставлять небольшие грузы с борта МКС. В случае успеха проекта эту процедуру можно представить в следующем виде. С борта орбитальной станции отделяется на тросе малогабаритная капсула, внутри которой предварительно помещены результаты экспериментов, которые требуется доставить на Землю. После того, как будет сформирована тросовая система (длиной порядка 30 км.), перерезается трос и формируются согласно законам механики такие начальные условия, при которых капсула начинает полет к Земле. Осуществляется наддув специальных тормозных экранов, которые обеспечивают реализацию нужной траектории спуска в атмосфере с относительно небольшими тепловыми нагрузками, гашение скорости и попадание в заданный район, где эту капсулу оперативно обнаруживают и доставляют по назначению. В Самаре в июле этого года планируется провести Международную школу, в рамках которой студенты и аспиранты Европы и России послушают лекции, обменяются опытом и займутся совместной работой по реализации проекта YES2.

НАШ ЮБИЛЕЙ
К 45-ЛЕТИЮ САМАРЫ КОСМИЧЕСКОЙ

Становление и развитие космического машиностроения в городе Куйбышеве-Самаре неразрывно связано с именем Дмитрия Ильича Козлова, Генерального директора-генерального конструктора ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс".
2 января 1958 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 2-1сс/ОВ, в котором Куйбышевскому авиационному заводу № 1 Минавиапрома предписывалось, не прекращая выпуска самолетов, реконструировать производство и освоить выпуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (8К71) с выпуском трех летных изделий в четвертом квартале 1958 г. 28 февраля 1958 г. на заводском аэродроме приземлился самолет Ил-14, принадлежавший ОКБ-1. В Куйбышев прибыла группа специалистов из подмосковного Калининграда для конструкторского сопровождения серийного производства МБР Р-7. В составе группы был 38-летний ведущий конструктор королёвского ОКБ-1 Д.И.Козлов, выпускник Ленинградского военно-механического института, бывший фронтовик. Вскоре С.П.Королёв назначает Козлова старшим на "куйбышевском плацдарме" по МБР-7 и фактически передает в его руки судьбу ряда своих перспективных космических проектов. Более того, он вверяет этому человеку ответственность и за свое собственное будущее. До этого момента ракеты были лишь одним из видов боевого оружия, а С.П.Королев - одним из руководителей многочисленных номерных ОКБ. С момента освоения серийных МБР Р-7 Сергей Павлович становился единоличным лидером, фактически руководителем новой отрасли, космической. И её становление зависело в первую очередь от того, насколько успешно пойдут дела в Куйбышеве, на Безымянке. Почему С.П.Королев остановил свой выбор на Д.И.Козлове - одном из многих специалистов, который успешно проходил ступеньки служебной лестницы, но не занимал в ОКБ-1 ведущих позиций? Разумеется, реконструировать через десятилетия логику принятия решений, которые стали судьбоносными для страны - а рождение кубышевского космического комплекса как раз относится к числу таких - очень непросто. Однако ветераны ОКБ-1 прекрасно помнят молодого, неименитого Дмитрия Козлова, подтянутого, общительного, азартно играющего в футбол во время коллективных поездок на природу в Болшево. В Подлипках его до сих пор считают своим: "Козлов же от нас в Куйбышев ушел! Каким он был, когда работал у нас? Смелый, честный, порядочный, он не подставит, не напишет бумажечку, что - вот это мне поручил Сергей Павлович Королев, поэтому я не виноват. Он скорее сам грудью закроет".
В 1958 году первые же куйбышевские месяцы показали, что Королёв не ошибся. Например, у Д.И.Козлова обнаружился талант находить и собирать вокруг себя незаурядных личностей. Кроме того, обнаружилось, что Дмитрий Ильич человек исключительно везучий, причем не только способный привлечь "одноразовую" удачу - у него оказалось "длинное дыхание" стайера. А тогда, на первых порах становления, когда фактически шли на ощупь, эта удачливость очень и очень требовалась!
КОЗЛОВ Дмитрий Ильич:
"В заводоуправлении, на третьем этаже нам выделили комнатушку метров в шесть - как представительству ОКБ-1.Моя должность называлась: "Заместитель главного конструктора, ответственный за изготовление серийного изделия Р-7". Я приехал в Куйбышев один. Янгель, когда создавал филиал в Днепропетровске, взял с собой больше ста человек москвичей. Макеев в Миасс, Решетнев в Красноярск - все везли специалистов из Подлипок. А я всех подбирал на месте, в Куйбышеве - и рабочих, и инженеров. Они уезжали на два-три месяца в Москву, работали в цехах и отделах у Королева.
Директор завода В. Я.Литвинов был редкостный по масштабности руководитель. Он к новому делу отнесся исключительно серьезно. Я отобрал первых сто человек с авиационного завода, и он ни одного человека не отклонил. Кроме того, он издал приказ, что все распоряжения представителя ОКБ-1 Козлова обязательны для исполнения как приказ директора завода. И во всем с его стороны было самое активное содействие. Например, сварка - ее не было на авиационном заводе в таких масштабах. Литвинов распорядился сделать в цехе 50 сварочных ячеек, посадил рабочих. Несколько дней они варят, потом из них отбирают 20 лучших. Затем сажают на сварку еще 50 человек. Все руководители, кроме директора и главного инженера должны были сдать зачет на знание ракетной документации. И случилось, что я поставил "неуд" главному сварщику завода. На следующий день Литвинов уволил его с этой должности.
Сначала нас было сто человек, потом в год набирали и двести, и триста, и четыреста специалистов - ограничений не было, потому что сложность задач возрастала от изделия к изделию. Все заместители, которые начали работать со мной сорок лет назад, от меня не ушли".
Всего 305 дней прошло от первого появления в Куйбышеве конструктора Д.И.Козлова до момента, когда 30 декабря 1958 года две первые "семерки" были отправлены на Байконур!
Всего за минувшие годы осуществлено более 1650 пусков РН Р7-"Союз", которые изготовлены на заводе "Прогресс".
За несколько лет работы в Куйбышеве Д.И.Козлов стал ВЫДАЮЩИМСЯ организатором - в стране таких было наперечет. Достаточно оглянуться на 60-е годы.
На заводе "Прогресс" идет серийная "семерка" - по ракете в неделю; пуски с последующей доводкой; освоение площадки в Плесецке.
Одновременно - создание спутников наблюдения, формирование основных принципов космической разведки.
Одновременно - технологические и конструкторские работы по лунной ракете.
Одновременно - работа над ВИКом, военно-исследовательским кораблем.
Безусловно, балансировать интересы было непросто. И здесь проявилась редкостная техническая интуиция Д.И.Козлова, без которой не бывает прорывов в новое. Можно быть замечательным теоретиком, гениальным конструктором - но, чтобы изделие не осталось только на бумаге, без стратегического предвидения на десятки лет никак не обойтись. Такой прогноз тем более необходим, если речь идет о задаче государственного масштаба, когда на единую цель работают десятки тысяч людей.
В конце 60-х годов предполагалось начать на "Прогрессе" серийную сборку РН "Зенит" и заменить ею "Союз" в пилотируемых программах. "Козлов решительно отказался, - вспоминает бывший работник министерства общего машиностроения. А.Ф. Мордовцев. - "Знаешь, - сказал он мне, - "семерка" еще лет двадцать поработает".
В середине 80-х годов на заводе "Прогресс" готовились к производству РН "Энергия". Тогда возник проект передачи сборки "Союзов" в Ташкент. И снова Д.И.Козлов выразил своё несогласие. Время показало, что неуступчивость Генерального конструктора была вполне правомерна. "Зенит" пилотируемым носителем так и не стал. Не летает "Энергия". Украина и Узбекистан - самостоятельные государства. И с самарскими "Союзами" после катастрофы американского "челнока" "Колумбия" связано существование мировой пилотируемой космонавтики.
И.В. МЕЩЕРЯКОВ, генерал-лейтенант, Главный академик-секретарь, вице-президент Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского:
"Первый спутник фотонаблюдения "Зенит" был сделан в ОКБ-1 при участии Д. И. Козлова. С этим спутником Козлов был отправлен в Куйбышев. Потом на "Зенитах" поменялась оптика. Потом появился "Янтарь" с передачей информации по радиоканалу - это уже изобретение ЦСКБ. Потом - большие, многоцелевые спутники.
Мы полагали, что должны непрерывно следить за поведением выявленных целей, чтобы заблаговременно обнаружить подготовку противника к нанесению ракетно-ядерного удара. Имелся каталог признаков, которые указывали на то, что противник готовится развязать боевые действия.
Когда стали поступать спутниковые фотографии, можно было положить на стол руководства страны альбом со снимками:- где у противника стартовые позиции; где открыты крышки шахт; где с ракет "головы" снимают или ставят - всё видно.
ЦСКБ стал основной организацией по созданию системы обзорной и детальной разведки в нашей стране. Кроме того, самарцы создали на тех же самых аппаратах систему топографической разведки - а это совсем другое направление. Теперь топография Земли привязана к звездам, и это, конечно, принципиально новое решение задачи. Поэтому Дмитрий Ильич Козлов не только справлялся с теми задачами, которые перед ним ставили, а справлялся на "отлично"!
Академический советник В.В.Полетаева

ВЕСТИ ИЗ ПЕНЗЕНСКОЙ СЕКЦИИ
Трофимов А.Н.,
к.т.н., главный конструктор по направлению ФГУП НИИФИ , член-корреспондент РАКЦ



В настоящее время измерение целого ряда параметров давления на кислородных магистралях в ЖРД типа РД170, РД180 и РД191 производятся серийно выпускаемыми датчиками давления Вт212. Испытания двигателей показали, что величина погрешности датчика, обусловленная воздействием на него нестационарных тепловых потоков, может достигать 30-40%. При испытаниях ЖРД избежать влияния тепловых потоков, носящих нестационарный характер, на датчик невозможно. Решение проблемы снижения погрешности измерений датчика до 1,5% привело к максимально возможному снижению теплообмена между чувствительным элементом и действующими на датчик тепловыми потоками; использованию при изготовлении тензорезисторов материалов и технологии их формирования, обеспечивающих температурный коэффициент сопротивления не хуже 10-6 1/ С; применению для изготовления упругого элемента элинварных сплавов (материалов ВУС-22 с термонезависимым модулем упругости).
В результате совместной работы двух организаций - коллективных членов Отделения ИПТМиУ РАН (г.Саратов) и ФГУП НИИФИ (г.Пенза) разработана математическая модель и программа расчета тепловых и деформационных полей и динамики их изменения для датчика Вm212А-1. Для построения тепловой модели датчик был разбит на конечные твердотельные элементарные объемы, имеющие форму кольцевых или сплошных цилиндров. Эти элементарные объемы имеют теплофизические и геометрические характеристики и тепловые связи, соответствующие реальной конструкции. Расчетные значения чувствительности датчика с новой топологией совпадают до 5% с экспериментальными данными. При обеспечении температурного коэффициента сопротивления тензорезисторов (1...3)10-6 1/ С отпадает необходимость температурной настройки датчиков.

ВЕСТИ ИЗ САРАТОВСКОЙ СЕКЦИИ

Панкратов В.М., д.т.н., профессор, зам. директора по научной работе ИПТМиУ РАН, член-корреспондент РАКЦ

В институте выполнены фундаментальные исследования по разработке моделей и методов исследования регулярных и хаотических движений в возмущенных гироскопических динамических системах. На их основе созданы математические модели физических процессов, температурных и технологических погрешностей датчиков, приборов и сложных динамических систем. Разработки находят практические приложения в ПО "Корпус", ОАО "Саратовстекло", ФГУП "Завод приборных устройств", НПП "Антарес" (все г.Саратов), "Тролза" (г.Энгельс), ЦНИИ "Электроприбор", АОЗТ "Гирооптика", (все г.Санкт-Петербург), ФГУП НИИИФИ (г.Пенза) и другие.
В результате этих исследований разработан новый метод построения моделей для исследования взаимовлияния тепловых процессов и механического движения в прецизионных динамических системах; исследованы возможности и условия возникновения хаотических режимов в нелинейных детерминированных температурно-возмущенных гироскопических системах (например, в гироскопической системе стабилизации ИСЗ); построены математические модели дрейфа широкого класса гироскопических датчиков инерциальных систем (динамически настраиваемых, волновых твердотельных, микромеханических, волоконно-оптических гироскопов) с учетом температурных возмущений и технологических погрешностей изготовления; решены задачи качественного и количественного анализа математических моделей перечисленных типов гироскопов с учетом их технологических и температурных погрешностей; созданы математические модели сложных динамических объектов (троллейбус, стекловаренная печь, термокамера для испытания приборов, электронный контроллер), позволяющие исследовать их функционирование и выбирать оптимальные параметры.

В ПРЕЗИДИУМЕ РАКЦ
18 марта в помещении Росавиакосмоса состоялось заседание Президиума РАКЦ с повесткой дня:
1.О выполнении решения Президиума РАКЦ от 23.12.02г. (докл. Сенкевич В.П., Никулин А.М.).
2.О завершении разработки плана НИОКР на 2003 г. (докл. Мещеряков И.В.).
3.Отчет ревизионной комиссии(докл. Кулясов В.И.).
4.О проведении в октябре 2003 г. отчетно-выборной конфернции Академии и перевыборах руководителей, у которых истекли сроки полномочий
(докл. Сенкевич В.П., Никулин А.М.).
5.О подготовке к изданию трудов Конференции и нового справочника РАКЦ (докл. Никулин А.М.)

В ПРЕЗИДИУМЕ ПОВОЛЖСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
21 февраля состоялось расширенное заседание Президиума Отделения с повесткой дня:
1.Информация о деятельности ПРО РАКЦ.
2.Информация о деятельности Президиума РАКЦ и о задачах на 2003 год.
По первому вопросу выступили президент Отделения Балакин В.Л. и вице-президент - главный ученый секретарь Белоконов И.В., которые ознакомили присутствующих с основными итогами работы Отделения в первом квартале 2003 года.
По второму вопросу выступил Главный академик-секретарь РАКЦ И.В.Мещеряков. Он охарактеризовал основные направления деятельности РАКЦ в 2003 году и обратил внимание членов Поволжского отделения на важность работы по патриотическому воспитанию молодежи на трудовых и боевых традициях г.Самары, на организацию в городе научно-обоснованных туристических маршрутов аэрокосмической направленности.
18-21 марта в Самарском государственном аэрокосмическом университете прошел традиционный Олимпиадный марафон им. В.П.Лукачева. Отделение приняло участие в проведении конкурса творческих работ. Из 65 работ ракетно-космической тематике соответствовало 14. Лучшие работы награждены денежными премиями и призами.

Поздравляем наших коллег
СОВЕТНИКА АКАДЕМИИ К.Т.Н. ДОЦЕНТА СГАУ Е.А.ИЗЖЕУРОВА С ЗАЩИТОЙ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ;
СОВЕТНИКА АКАДЕМИИ К.Т.Н. ДОЦЕНТА СГАУ А.Г.ПРОХОРОВА С ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЕМ.

ОБЪЯВЛЕНИЯ
23-25 июня в Самарском государственном аэрокосмическом университете состоится 11-ый Всероссийский семинар по управлению движением и навигации летательных аппаратов (ЛА), который проводится совместно с ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс", Самарским научным центром РАН, Поволжским отделением РАКЦ.
Тематические направления работы семинара:
- вопросы управления движением и навигации ЛА, отработки и испытаний систем управления;
- методы и средства интеллектуальной поддержки процессов проектирования контура управления движением ЛА;
- проблемы проектирования конструкции и эксплуатации ЛА;
- вопросы аэродинамики ЛА.
По итогам семинара будет издан сборник научных трудов.
Контактные телефоны: (8462) 357223, 344383.
В первой декаде июля Поволжское отделение РАКЦ (АНО "Институт космонавтики") планирует проведение совместно с Самарским государственным аэрокосмическим университетом и ракетно-космическим центром "ЦСКБ-Прогресс" Международной летней космической школы.
В школе примут участие от 15 до 20 аспирантов и студентов из ведущих университетов Европы, а также около 20 молодых специалистов, студентов и аспирантов вузов и организаций Самары, Саратова, Пензы.
Организатором школы с европейской стороны является фирма Delta-Utec и Европейское космическое агентство (ESA).
Основной темой школы будет являться проект YES2, который в настоящее время является основным молодежным проектом ЕКА. Участники школы выступят с докладами о полученных результатах по этой теме, обсудят проекты совместных работ и проведут небольшие исследования, послушают лекции и получат консультации по интересующим их вопросам у российских ученых и специалистов. В школе также примут участие руководители и специалисты отделов образовательных программ, микрогравитации, пилотируемых исследований ESA/ESTEC, специалисты ряда зарубежных фирм (например, Astrium), 3-4 профессора европейских университетов.
Проведение школы поддерживает Росавиакосмос и председатель Самарской Губернской Думы В.Ф.Сазонов.

Редакционная коллегия:
Белоконов И.В.(председатель), Полетаева В.В. (зам. председ.), Балакин В.Л., Козлов В.Д., Панкратов В.М., Петренко С.А., Мокров Е.А., Яровой Г.П.
Президиум Поволжского регионального отделения РАКЦ: ул. Гая, 45, Самара, 443086.
Тел. 92-65-10. Факс 92-65-10.
E-mail:
acad@mb.ssau.ru, http://www.volgaspace.ru/

  назад  

 
 
english главная : карта сайта : о нас : контакты : реклама на сайте : ссылки : авторы
Рейтинг@Mail.ru  

© Copyright Поволжское региональное отделение Российской академии
космонавтики им. К.Э. Циолковского (ПРО РАКЦ), 2002
Дизайн, структура и подбор информации на этом сайте защищены законом об авторских правах. Использование материалов, опубликованных на этом сайте разрешено только после предварительного согласования с редакцией сайта volgaspace@acvrb.ssau.ru


Замечания и пожелания присылайте на volgaspace@acvrb.ssau.ru
По вопросам размещения рекламы пишите на volgaspace@acvrb.ssau.ru