english главная : карта сайта : о нас : контакты : реклама на сайте : ссылки : авторы НАШИ РУБРИКИ
VolgaSpace logo Актуальная информация о предприятиях космического комплекса / VolgaSpace Актуальная информация о предприятиях космического комплекса / VolgaSpace
ПАРТНЕРЫ ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТЫ ПРОЕКТЫ
СОБЫТИЯ СОБЫТИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БИБЛИОТЕКА БИБЛИОТЕКА
ИСТОРИОГРАФИЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
 
   
 
   
 
КОСМОНАВТИКА ПОВОЛЖЬЯ


№2 (2)
Информационный бюллетень
Поволжского регионального отделения Российской академии космонавтики
имени К.Э.Циолковского


апрель-июнь 2003 год


12 апреля

День
космонавтики



Круглый стол, посвященный Дню Космонавтики
11 апреля 2003 года накануне Дня Космонавтики в Самарском Доме журналистов состоялся круглый стол на тему: "Состояние и перспективы Самарского ракетнокосмического комплекса", в котором приняли участие руководители и ведущие специалисты предприятий, вузов, Самарской торгово-промышленной палаты, журналисты. Ниже приводятся выдержки из выступлений руководителей самарского аэрокосмического комплекса.

ФОМИН Георгий Евгеньевич, заместитель Генерального конструктора Центрального специализированного конструкторского бюро, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского:
- в Самарском регионе сложился полноценный самодостаточный ракетно-космический комплекс по производству ракет-носителей (РН) и автоматических космических аппаратов (КА). За исключением систем управления и телеметрических систем мы все полностью создаем на самарской земле. Этот комплекс имеет в своем составе и промышленное производство, и науку и образование.
Время эйфории космических полетов, время пытливого поиска в космосе в определенной степени закончилось. Наступило время реального использования космической техники и космического пространства в интересах человечества.
Первый пример. Без космических аппаратов мы перестанем видеть многие программы телевидения. Многие жители не могут принимать программы, которые транслируют в Самаре телевышка на Советской Армии или телевышка "Орион". Широкое распространение получили так называемые "тарелки", которые нацелены на стационарные спутники-ретрансляторы - пожалуйста, смотрите большинство мировых программ.
Второй пример. Создание международной метеорологической системы. Она состоит из 6 спутников, расположенных таким образом, чтобы постоянно осматривать весь земной шар и весь океан. Благодаря этой системе ежегодно спасается от верной гибели более 1000 крупнотоннажных судов в мировом океане, поскольку она предупреждает, что суда должны изменить курс и уйти из того опасного района, где пронесется ураган, тайфун и т.д. Мы также участвуем в запуске таких спутников.
Третий пример. Создание спутников дистанционного зондирования Земли, наблюдения за земной поверхностью. Мы создали спутники типа "Ресурс-Ф1", "Ресурс-Ф2", изготовили более 80 таких спутников. Благодаря информации с этих спутников строилась Байкало-Амурская магистраль, нефтепровод "Дружба", протяженные магистрали: железнодорожные, газовые, нефтяные. Открыты громадные запасы подземной пресной воды в Казахстане, места, пригодные для добычи полезных ископаемых: нефти, золота, газа и т.д.
Четвертый пример. Это наши самарские спутники "Фотон" и "Бион", которые используются для получения особенно чистых по своему молекулярному составу материалов и веществ со сверхправильной кристаллической решеткой. Одно из важнейших направлений - производство биологически чистых материалов типа протеинов для изготовления фармакологических продуктов с уникальными активными свойствами. Сегодня этих продуктов еще нет. Но я уверен, что в ближайшие 5-10 лет появятся исключительно эффективные лекарства для лечения сердечно-сосудистых и легочных заболеваний, вообще лечения всех органов внутренней секреции, где требуется именно влияние сверхчистого вещества.
Самые худшие годы были в нашей жизни - 1992-1998гг. Начиная с 1998 года, Правительство, Государственная Дума, местные органы власти (областные и городские) начали поворачиваться лицом к ракетно-космической технике. Сегодня у нас имеется портфель заказов. Мы разрабатываем новую модификацию РН "Союз" взамен существующей; новый спутник дистанционного зондирования Земли "Ресурс-ДК" (его запуск состоится в 2004 году); имеем ряд заказов Министерства обороны и имеем заказы - или в ближайшее время официально будем иметь - по созданию новых модификаций КА "Фотон" и "Бион".
На КА "Ресурс-ДК" установлена очень интересная научная итальянская аппаратура. Если запуск будет успешным и запланированный уникальный эксперимент будет проведен, то результаты для ученых станут предметом высоких международных премий - это однозначно можно сказать. А мы будем ежедневно c этого спутника фотографировать 1 миллион квадратных километров с разрешением, при котором можно увидеть предметы размером примерно метр на метр.
Мы разрабатываем новое поколение КА "Фотон-М", этот спутник мы запустим в 2005 году. На нем будет установлена аппаратура России, Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Швеции, Европейского космического агентства, студентов европейских университетов и Самарского государственного аэрокосмического университета.
Новое поколение наших РН - "Союз-2-1А", "Союз-2-1Б", грузоподъемность которых будет выше примерно на 1200 кг по сравнению с сегодняшней, обеспечит запуски всех пилотируемых КА. Сегодня в мире есть только два средства выведения пилотируемых КА - это наш "Союз" и американский "Шаттл". Ни одна другая страна мира, какой бы богатой она ни была, не имеет такой возможности.

РОДИН Николай Петрович, главный инженер завода "Прогресс", академический советник Российской академии космонавтики:
- наша ракета-носитель "Союз" не только самая надежная, но и самая дешевая. 72% всех запусков, которые проводились в Советском Союзе, приходились на наши ракеты.
И когда нам было поручено изготовить РН "Энергия" с массой выводимой полезной нагрузки 102 тонны, самая первая машина была создана без замечаний. Она выполнила задачу так, как было задумано Генеральным конструктором. Вторая машина летала с орбитальным кораблем "Буран" и также выполнила задачу. Это говорит о том, что на заводе очень высокие технологии, с помощью которых можно решить любые задачи.
Но сегодня по основной ракетно-космической тематике завод полностью не загружен.

ПЕТРЕНКО Станислав Александрович, директор и главный конструктор Волжского конструкторского бюро ракетно-космической корпорации "Энергия", действительный член Российской академии космонавтики:
- строительство международной космической станции (МКС) оценивалось в 100 с лишним миллиардов долларов. Из них та часть, которая должна была быть профинансирована Россией, составляла порядка 6%. Затем, учитывая, что использовался весь интеллектуальный задел, разработанный именно СССР, то по-другому подошли к распределению квот на ресурсы этой станции. И, несмотря на то, что финансовая доля России - 6%, доля ресурса МКС для России была равна одной трети. Наш российский сегмент должен был состоять из 11-12 модулей. Но финансирование было не полным: в1998 году - исполнение на 45,9%; 1999 году - 100%, 2000 году - 91%, 2001 году - 100%, 2002 году - 88,7%.
Мы работаем над научно-энергетической платформой МКС - одним из наиболее энергетически насыщенных модулей, фактически
ее энергетическим центром, но наши затраты до сих пор не оплатили. В ноябре 2001 года были приняты и утверждены генеральным директором Росавиакосмоса "Основные принципы формирования и содержания российского сегмента МКС". При том объеме финансирования, который имеется, приступить к дальнейшим работам невозможно.
Что у нас получается? С помощью РН "Протон" или "Союз" мы запускаем КА иностранного производства. Да, нам оплачивают пуск. Но главные заработки идут не с запуска, а с эксплуатации этих аппаратов. Там львиная доля. А нас туда не допускают. И мы туда не прорываемся. Вот вопрос-то в чем. Мировые космические услуги на сегодня стоят порядка 100 миллиардов долларов в год. Какова там наша доля?
Вот мы сделали 14 пусков РН "Протон" в 1999-2000гг. Каждый пуск стоит в среднем 100 миллионов долларов. И все на этом заканчивается. Сейчас идет спад. Я всех присутствующих призываю - мы все в стране должны понимать: нет затрат, которые не окупались бы. Другое дело - кто деньги получает в результате.
Когда система "Энергия-Буран" была снята с производства (а из федеральной космической программы ее никто не снял, она там числится), мы передали в федеральные органы власти порядка 700 новых проектно-конструкторских решений, которые можно использовать в различных отраслях. Например, теплоизоляция на домах - она с "Бурана". А сколько имеется новых материалов, сколько новых технологий!
Я призываю не драматизировать ситуацию. У нас еще есть сильнейший задел, сильнейшая школа подготовки кадров, и пока еще люди готовы к тому, чтобы работать. Нам нужно изменить направленность нашего государства (прежде всего Правительства), чтобы опережающими темпами развивались наукоемкие технологии, наукоемкие производства.

АНИСИМОВ Валентин Семенович, главный конструктор Самарского научно-техического комплекса имени Н.Д. Кузнецова:
- самая надежная пилотируемая система - это РН "Союз". Но сколько лет она не развивается! Нет ни одной системы в США, которая оставалась бы на прежнем уровне, не развивалась - "Атлас", "Титан" и т.д. Поэтому надо развивать наиболее надежную пилотируемую систему на базе "Союза". Почему это нужно сейчас? Потому что на космос больших денег нет. В руках у России есть и двигатели, и ракетная система, и инженерно-технические кадры, и заделы производства. США не обладают этими качествами, и для того, чтобы приблизиться к ним, закупают в России двигатели РД-170 и двигатели НК-33, выводя свои ракеты на более современный уровень. А Россия, имея все это, ничего не делает в этом плане. Система "Шаттл" сейчас на грани того, что ее нельзя использовать, она очень дорогая. Все космическое направление сейчас - и у нас, и в США, и в наиболее развитых странах, идет к ДЕШЕВОМУ космосу, космосу многоразовому, космосу спасаемому, космосу технологически совершенному.
Наша организация сейчас находится в очень тяжелом положении. У нас есть заделы двигателей. Мы можем обеспечить и программу модификации РН "Союз" на большие полезные грузы. Мы делаем наземную технику, делаем электростанции, газоперекачивающие системы. Но это производная от того, что было создано в космосе, в авиации.
У нас коллектив сохранился, хотя осталась одна треть от тех, кто был раньше. И мы тре-буем сейчас от государства внимания к новой технике, внимания к поддержанию научно-технического и производственного задела, которым должно отличаться ракетно-космическое направление, авиационное направление, направление высоких технологий.

ТИХОНОВ Юрий Ананьевич, вице-президент Торгово-промышленной палаты Самарской области.
Сегодняшний разговор показателен. Возникает какая-то обида на тех, кто создавал и создает ракетно-космическую технику - что же вы нам не говорите горькую правду, как будто вы сами ее не знаете? И иногда получается, как будто бы мы говорим о разных вещах. Но мы волнуемся, и говорим об одном - что самарская промышленность, которая базировалась на авиации, на космосе, сейчас переживает тяжелейший кризис. И из него нам надо будет выходить всем вместе.
Материал подготовлен пресс-секретарем Поволжского отделения Российской академии космонавтики, академическим советником В.В. Полетаевой.

К десятилетию НПП "Антарес" - коллективного члена Поволжского отделения Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского

Ю.К. Пылаев,
Генеральный
директор,
главный
конструктор
Научно-
производственного
предприятия
"Антарес",
советник
Российской
академии
космонавтики

Одному из наиболее динамично развивающихся предприятий отечественного космического приборостроения, специализирующемуся на создании сложных приборных комплексов для систем управления движением космических аппаратов (СУД КА) - обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственному предприятию "Антарес" 28 июля 2003 года исполняется 10 лет.
Наличие специалистов с большим опытом в области разработки изделий для систем управления движением космических аппаратов, применение современных технологий проектирования и прогрессивных конструктивно-технологических решений в сочетании с использованием современной сертифицированной высокоинтегрированной элементной базы ведущих российских и зарубежных производителей электронных компонентов позволили предприятию в короткие сроки разработать, освоить производство и внедрить в эксплуатацию ряд изделий для космических аппаратов народно-хозяйственного назначения, в том числе:
1. Логическое преобразующее устройство (ЛПУ) - мини ЭВМ, используемая в составе испытательного динамического стенда, предназначенного для полномасштабной наземной отработки СУД КА различного назначения;









2. Многофункциональный программируемый контроллер (МПК) - бортовая мини-ЭВМ, предназначенная для использования в СУД КА "Фотон-М", "Бион".













В настоящее время основным направлением деятельности предприятия являются конструкторские разработки (создание, проведение испытаний, обеспечение производства и участие в эксплуатации) волоконно-оптических гироскопов (ВОГ) и на их основе бесплатформенных инерциальных систем ориентации и навигации (БИСОН).
По инициативе и при непосредственном участии НПП "Антарес" создана кооперация предприятий, обладающих всеми необходимыми технологиями, обеспечивающими полностью замкнутый цикл производства ВОГ, включая их проектирование, производство и испытания оптических, волоконно-оптических, интегрально-оптических и электронных компонентов.
В 2001 году по техническому заданию самарского ракетно-космического центра "ЦСКБ - ПРОГРЕСС" предприятием начата разработка измерителя угловой скорости на основе ВОГ в комплекте с кварцевыми акселерометрами (ИУС ВОА). Он представляет собой отказоустойчивую четырехканальную БИСОН с оптимальным расположением чувствительных осей, собственным бортовым компьютером и магистральным каналом обмена с аппаратурой СУД КА. Продолжается совершенствование бортовых мини ЭВМ, в частности ведутся работы по созданию отказоустойчивого трехканального варианта МПК, предназначенного для КА с длительными сроками активного существования. Оба изделия находятся в стадии наземной отработки.
Весьма перспективными являются работы, проводимые предприятием в кооперации с Институтом космических исследований РАН и ГНП РКЦ "ЦСКБ ПРОГРЕС" по созданию интегрированной астроинерциальной системы "АСТРОНИКС".
Для всех своих изделий предприятием разрабатывается, производится и поставляется Заказчику необходимое сервисное оборудование, включающее контрольно-испытательную аппаратуру (КИА) и наземный отработочный комплекс (НОК), позволяющее проводить отработочные испытания изделия, начиная от автономных испытаний и заканчивая стыковочными и комплексными испытаниями в составе СУД КА.
Свои разработки предприятие демонстрировало на Международном аэрокосмическом салоне МАКС'99 в составе экспозиции Поволжского отделения РАКЦ, что привлекло внимание посетителей выставки.
На IX и Х Санкт-Петербургских Международных конференциях по интегрированным навигационным системам (в 2002 и 2003 гг.) коллективом предприятием в соавторстве со смежниками были сделаны доклады по прецизионному волоконно-оптическому гироскопу и по модернизированной системе управления КА "Фотон-М" с использованием МПК, которые были восприняты с большим интересом и одобрены специалистами.
Достигнутые положительные результаты стали возможными благодаря сложившемуся на предприятии коллективу высококвалифицированных специалистов в области космического приборостроения. Приобретённый за предшествующие годы опыт позволил ООО НПП "АНТАРЕС" эффективно работать, иметь достаточно стабильное финансовое положение, участвовать в выполнении государственного оборонного заказа, а также зарекомендовать себя авторитетным и надежным партнером, что придает предприятию уверенность в своей перспективе.



Макетно-производственная фирма "ASM": новый коллективный член Поволжского отделения Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского

Тычинский Н.Ф.,
директор макетно-производственной фирмы "ASM"


Самарская макетно-производственная фирма "ASM" (AeroSpace Models) была образована в 1992 г. с целью проектирования и производства моделей авиационно-космической техники. С 1995 г. она стала самостоятельной коммерческой организацией. За годы своей работы фирма изготовила множество масштабных моделей-копий ракет, спутников, космических аппаратов и станций, самолетов и вертолетов. Макеты создавались по заказам РКК "Энергия", ЦНИИМаш, Росавиакосмоса, NASA, ЕКА, Boeing и многих других известных организаций. Продукция самарской фирмы постоянно экспонируется в музеях и на различных выставках, а также используется в качестве объектов моделирования для научной деятельности и конструкторских работ. Эти образцы способны украсить любую частную коллекцию, послужить пособиями в учебном процессе или представительскими подарками. С помощью моделей возможна имитация реальных объектов при съемках в кино и на телевидении. Макет комплекса "Мир", изготовленный ASM, использовался в Центрах управления полетом в Москве и Хьюстоне во время проведения всех полетов по программе "Мир-Шаттл" для макетного сопровождения динамических операций на орбите. Помимо образцов авиационно-космической техники, ASM изготавливает и копии технологического оборудования. Это, например, макеты газоперекачивающих станций с элементами арматуры, цистерн. Среди изготовленной фирмой продукции - большое количество моделей ракетных и авиационных двигателей. По заказу Поволжского отделения РАКЦ фирма изготовила модель нового КА "Фотон-М" №1, на котором был установлен большой комплекс научной аппаратуры, изготовленной силами студентов Самарского государственного аэрокосмического университета под руководством ученых ПРО РАКЦ.
Макеты выполняются в любом требуемом масштабе, включая копии в натуральную величину, и при этом имитируют функциональные возможности прототипов. Модель наиболее внушительных размеров, изготовленная ASM для выставок, - это шестиметровый макет комплекса "Энергия - Буран", выполненный в масштабе 1:10, массой 450 кг. Для его установки и монтажа была спроектирована специальная полиспастная система. Крупнейший в мире макет Международной Космической Станции (МКС) размером более 10 метров был изготовлен фирмой в 2002 году для NASA (США).
Созданию модели предшествует переработка всей технической информации, включая описания в документации, статьи в журналах, фотографии, а также обмер реальных образцов техники на выставках и в музеях. В последнее время широко используется Интернет, где всегда можно добыть достоверную информацию практически по любому вопросу, фотографии и изменение конфигурации макетируемых объектов.
Продукция ASM изготавливается с использованием технологий пайки, литья, штамповки из самых различных материалов металла, пластика, дерева - с применением квалифицированной ручной работы.
Все сотрудники компании, имеющие, кстати, высшее образование - люди беззаветно преданные своему делу. Большинство из них - это отнюдь не профессионалы, работавшие ранее в макетных цехах предприятий, а, как правило, бывшие и действующие авиамоделисты (планеристы, "гонщики", мастера воздушного боя), спортсмены высокого класса. Многие из них неоднократно завоевывали призы на российских/союзных соревнованиях. Жизнь этих людей неразрывно связана с авиацией и космосом. Они прекрасно знают технику, обладают большим опытом работы с моделями, профессионально читают чертежи, умеют рисовать, вести расчеты и т.п.
Многие отечественные предприятия делают макеты своей продукции, но они зачастую не соответствуют требованиям к выставочным образцам. Такова специфика работы серийных предприятий, где используются заводские технологии. Здесь фирма ASM является, пожалуй, единственной специализированной макетной компанией, способной конкурировать по качеству, срокам изготовления и стоимости работ с аналогичными зарубежными организациями.
Уровень цен на продукцию ASM устанавливается индивидуально и зависит от требований к детальности и сложности макета. Одно можно сказать - если обратиться к западным аналогам, изготовленным специализированными фирмами, то цены на них в два - пять раз выше, чем у ASM. Да и по качеству они, как правило, уступают. Хотя зарубежные модели обычно производят приятное впечатление за счет использования хороших лакокрасочных покрытий и умелой "подачи". В России, к сожалению, пока плохо развита культура демонстрации макетов, хотя многие фирмы, например такие, как ГКНПЦ им. Хруничева, много над этим работают.
Фирма ASM осуществляет проекты по разработке и оформлению выставочных экспозиций с применением макетов, сама регулярно участвует в различных выставках.
На авиакосмическом салоне МАКС-99 компания представила несколько изделий. Наибольшим успехом у публики и специалистов пользовался детальный и хорошо проработанный макет Международной космической станции в масштабе 1:50. Это не самый простой, однако и не самый сложный образец продукции ASM. Партия из трех моделей станции была выполнена за 1.5 - 2 месяца. Кроме того, на МАКСе были представлены модели исторических объектов - ракеты-носителя Н-1, системы "Энергия-Буран", а также ракет-носителей "Циклон", "Молния", "Союз".
Помимо изготовления макетов, специалисты фирмы производят монтаж и наладку моделей у заказчика, техническое обслуживание и ремонт любой макетной продукции. В настоящее время спектр работ ASM продолжает расширяться, а сама организация постепенно растет, увеличиваются и ее производственные площади.



ОДИННАДЦАТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР
С 23 по 25 июня 2003 года в Самарском государственном аэрокосмическом университете (СГАУ) состоялся одиннадцатый Всероссийский семинар по управлению движением и навигации летательных аппаратов. Организация и проведение семинара поддерживалось грантом, выделенным постановлением губернатора Самарской области (руководитель проекта - Балакин В.Л.). На семинар было представлено свыше 60 докладов ученых и специалистов России (Самара и Самарская область, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Краснодар), а также аспирантов и студентов СГАУ. На пленарном заседании 25 июня 2003 года были заслушаны следующие доклады:
1. Балакин В.Л., Белоконов В.М., Белоконов И.В., Ишков С.А., Лазарев Ю.Н., Салмин В.В., Титов Б.А. Исследования в области динамики и управления движением летательных аппаратов в КуАИ-СГАУ.
2. Коротнев Г.И. Состояние и перспективы развития ОАО "Туполев".
3. Пиявский С.А. Роль и перспективы молодежного научного сообщества.
4. Аншаков Г.П., Бутырин С.А., Залялова Р.Г., Платонов С.Н. Программный комплекс для моделирования систем управления движением космических аппаратов. По итогам работы семинара будет издан сборник трудов.

В ПРЕЗИДИУМЕ РАКЦ
12 мая в помещении Росавиакосмоса состоялось заседание Президиума РАКЦ с повесткой дня:
1. Информация о текущей работе Академии.
2. Отчеты вице-президентов РАКЦ о выполнении решения Бюро Президиума от 18.03.03г.
3. О подготовке к отчетно-выборной конференции РАКЦ.
4. О подготовительной работе по созданию Московского областного регионального отделения.
5. О подготовке нового издания справочника РАКЦ.

ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ОТ 18.03.03г.
В соответствии с Уставом РАКЦ в октябре 2003 г. провести отчетно-выборную конференцию для чего:
- установить нормы представительства один делегат от четырех членов Академии,
- провести отчетно-выборные собрания в отделениях по избранию академиков-секретарей и вице-президентов, а также сформулировать предложения по членам Бюро Президиума, срок полномочий которых истекает: вице-президенты Алавердов В.В., Алифанов О.М., Балакин В.Л., Поляков В.В.; главный академик-секретарь Мещеряков И.В.; главный ученый секретарь Никулин А.М.; почетные президенты Яшин Ю.А., Урсул А.Д.

В ПРЕЗИДИУМЕ ПОВОЛЖСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
26 июня состоялось заседание Президиума Отделения с повесткой дня:
1. Итоги деятельности Отделения в первом полугодии.
2. О планах работы Отделения на третий квартал 2003г.
3.О финансировании деятельности Отделения.
4.Обсуждение содержания информационного бюллетеня "Космонавтика Поволжья" №2.

ПОЗДРАВЛЯЕМ НАШИХ КОЛЛЕГ
ЧЛЕНОВ-КОРРЕСПОНДЕНТОВ АКАДЕМИИ В.А.КАПИТОНОВА И А.Н.КИРИЛИНА С ЗАЩИТОЙ ДОКТОРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ

ОБЪЯВЛЕНИЯ
30 июня по 11 июля на базе Самарского государственного аэрокосмического университета состоится Российско-Европейская летняя космическая школа. В Школе примут участие студенты 11 ведущих европейских университетов, а также российские студенты и аспиранты из МГУ, МГТУ, вузов и организаций Самары и Пензы (программа работы приведена на вкладке бюллетеня).
28-29 июля состоится празднование 10-летнего юбилея Научно-производственного предприятия "Антарес" - коллективного члена Отделения, активно участвующего и поддерживающего деятельность Отделения. В праздновании примут участие представители Президиума Поволжского отделения.
Решением Президиума Российской академии космонавтики НПП "Антарес" награжден ДИПЛОМОМ "за творческий вклад в работы по космонавтике и в связи с 10-летием".
От имени всех членов Поволжского отделения мы поздравляем коллектив НПП "Антарес" и желаем ему новых творческих удач и побед на благо российской космонавтики.
5 сентября на базе Пензенской секции под руководством ее Председателя действительного члена РАКЦ д.т.н., профессора Мокрова Е.А. состоится выездная научная сессия Поволжского отделения.
Программа сессии:
1.Сообщение о деятельности Поволжского отделения РАКЦ в 2003 году (Балакин В.Л.).
2.Доклад об основных результатах деятельности Пензенской секции Поволжского отделения РАКЦ (Мокров Е.В.).
3.Доклад о научных направлениях деятельности НИИ электронно-механических приборов (Буц В.П.)
4.Доклад о научных направлениях деятельности Пензенского научно-исследовательского электротехнического института (Овчинкин Г.М.).
5.Сообщение от Пензенского государственного университета.
6.Сообщения о деятельности секций и организаций - коллективных членов Отделения
6.1. Информация о деятельности Саратовской секции ПРО РАКЦ (Панкратов В.М.)
6.2. Информация о деятельности ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс".
6.3. Информация о деятельности Волжского конструкторского бюро РКК "Энергия" (Петренко С.А.).
6.4. Информация о деятельности Самарского государственного университета (Яровой Г.П.).
6.5. Информация о деятельности Самарского государственного аэрокосмического университета (Белоконов И.В.). Научная сессия будет проходить в период проведения Всероссийской с международным участием научно-технической конференции "Датчики и детекторы для авиационной техники", которая запланирована на 2-6 сентября в г.Пенза в санатории "Серебряный Бор".
На вторую половину сентября во исполнение решения Президиума РАКЦ запланировано проведение общего собрания Поволжского отделения РАКЦ. Окончательная дата его проведения и повестка дня будут утверждены на заседании Президиума Отделения, которое будет проведено 29 августа.

Редакционная коллегия:
Белоконов И.В.(председатель), Полетаева В.В. (зам. председ.), Балакин В.Л., Козлов В.Д., Панкратов В.М., Петренко С.А., Мокров Е.А., Яровой Г.П.
Президиум Поволжского регионального отделения РАКЦ: ул. Гая, 45, Самара, 443086.
Тел. 92-65-10. Факс 92-65-10.
E-mail:
acad@mb.ssau.ru, http://www.volgaspace.ru/


 
 
english главная : карта сайта : о нас : контакты : реклама на сайте : ссылки : авторы
Рейтинг@Mail.ru  

© Copyright Поволжское региональное отделение Российской академии
космонавтики им. К.Э. Циолковского (ПРО РАКЦ), 2002
Дизайн, структура и подбор информации на этом сайте защищены законом об авторских правах. Использование материалов, опубликованных на этом сайте разрешено только после предварительного согласования с редакцией сайта volgaspace@acvrb.ssau.ru


Замечания и пожелания присылайте на volgaspace@acvrb.ssau.ru
По вопросам размещения рекламы пишите на volgaspace@acvrb.ssau.ru