english главная : карта сайта : о нас : контакты : реклама на сайте : ссылки : авторы НАШИ РУБРИКИ
VolgaSpace logo История завоевания космоса / VolgaSpace История завоевания космоса / VolgaSpace
ПАРТНЕРЫ ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТЫ ПРОЕКТЫ
СОБЫТИЯ СОБЫТИЯ
КОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БИБЛИОТЕКА БИБЛИОТЕКА
ИСТОРИОГРАФИЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
 
   
 

НАШ ЮБИЛЕЙ К 45-ЛЕТИЮ САМАРЫ КОСМИЧЕСКОЙ

Становление и развитие космического машиностроения в городе Куйбышеве-Самаре неразрывно связано с именем Дмитрия Ильича Козлова, Генерального директора-генерального конструктора ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс".
2 января 1958 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 2-1сс/ОВ, в котором Куйбышевскому авиационному заводу № 1 Минавиапрома предписывалось, не прекращая выпуска самолетов, реконструировать производство и освоить выпуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (8К71) с выпуском трех летных изделий в четвертом квартале 1958 г. 28 февраля 1958 г. на заводском аэродроме приземлился самолет Ил-14, принадлежавший ОКБ-1. В Куйбышев прибыла группа специалистов из подмосковного Калининграда для конструкторского сопровождения серийного производства МБР Р-7. В составе группы был 38-летний ведущий конструктор королёвского ОКБ-1 Д.И.Козлов, выпускник Ленинградского военно-механического института, бывший фронтовик. Вскоре С.П.Королёв назначает Козлова старшим на "куйбышевском плацдарме" по МБР-7 и фактически передает в его руки судьбу ряда своих перспективных космических проектов. Более того, он вверяет этому человеку ответственность и за свое собственное будущее. До этого момента ракеты были лишь одним из видов боевого оружия, а С.П.Королев - одним из руководителей многочисленных номерных ОКБ. С момента освоения серийных МБР Р-7 Сергей Павлович становился единоличным лидером, фактически руководителем новой отрасли, космической. И её становление зависело в первую очередь от того, насколько успешно пойдут дела в Куйбышеве, на Безымянке. Почему С.П.Королев остановил свой выбор на Д.И.Козлове - одном из многих специалистов, который успешно проходил ступеньки служебной лестницы, но не занимал в ОКБ-1 ведущих позиций? Разумеется, реконструировать через десятилетия логику принятия решений, которые стали судьбоносными для страны - а рождение кубышевского космического комплекса как раз относится к числу таких - очень непросто. Однако ветераны ОКБ-1 прекрасно помнят молодого, неименитого Дмитрия Козлова, подтянутого, общительного, азартно играющего в футбол во время коллективных поездок на природу в Болшево. В Подлипках его до сих пор считают своим: "Козлов же от нас в Куйбышев ушел! Каким он был, когда работал у нас? Смелый, честный, порядочный, он не подставит, не напишет бумажечку, что - вот это мне поручил Сергей Павлович Королев, поэтому я не виноват. Он скорее сам грудью закроет".
В 1958 году первые же куйбышевские месяцы показали, что Королёв не ошибся. Например, у Д.И.Козлова обнаружился талант находить и собирать вокруг себя незаурядных личностей. Кроме того, обнаружилось, что Дмитрий Ильич человек исключительно везучий, причем не только способный привлечь "одноразовую" удачу - у него оказалось "длинное дыхание" стайера. А тогда, на первых порах становления, когда фактически шли на ощупь, эта удачливость очень и очень требовалась!
КОЗЛОВ Дмитрий Ильич:
"В заводоуправлении, на третьем этаже нам выделили комнатушку метров в шесть - как представительству ОКБ-1.Моя должность называлась: "Заместитель главного конструктора, ответственный за изготовление серийного изделия Р-7". Я приехал в Куйбышев один. Янгель, когда создавал филиал в Днепропетровске, взял с собой больше ста человек москвичей. Макеев в Миасс, Решетнев в Красноярск - все везли специалистов из Подлипок. А я всех подбирал на месте, в Куйбышеве - и рабочих, и инженеров. Они уезжали на два-три месяца в Москву, работали в цехах и отделах у Королева.
Директор завода В. Я.Литвинов был редкостный по масштабности руководитель. Он к новому делу отнесся исключительно серьезно. Я отобрал первых сто человек с авиационного завода, и он ни одного человека не отклонил. Кроме того, он издал приказ, что все распоряжения представителя ОКБ-1 Козлова обязательны для исполнения как приказ директора завода. И во всем с его стороны было самое активное содействие. Например, сварка - ее не было на авиационном заводе в таких масштабах. Литвинов распорядился сделать в цехе 50 сварочных ячеек, посадил рабочих. Несколько дней они варят, потом из них отбирают 20 лучших. Затем сажают на сварку еще 50 человек. Все руководители, кроме директора и главного инженера должны были сдать зачет на знание ракетной документации. И случилось, что я поставил "неуд" главному сварщику завода. На следующий день Литвинов уволил его с этой должности.
Сначала нас было сто человек, потом в год набирали и двести, и триста, и четыреста специалистов - ограничений не было, потому что сложность задач возрастала от изделия к изделию. Все заместители, которые начали работать со мной сорок лет назад, от меня не ушли".
Всего 305 дней прошло от первого появления в Куйбышеве конструктора Д.И.Козлова до момента, когда 30 декабря 1958 года две первые "семерки" были отправлены на Байконур!
Всего за минувшие годы осуществлено более 1650 пусков РН Р7-"Союз", которые изготовлены на заводе "Прогресс".
За несколько лет работы в Куйбышеве Д.И.Козлов стал ВЫДАЮЩИМСЯ организатором - в стране таких было наперечет. Достаточно оглянуться на 60-е годы.
На заводе "Прогресс" идет серийная "семерка" - по ракете в неделю; пуски с последующей доводкой; освоение площадки в Плесецке.
Одновременно - создание спутников наблюдения, формирование основных принципов космической разведки.
Одновременно - технологические и конструкторские работы по лунной ракете.
Одновременно - работа над ВИКом, военно-исследовательским кораблем.
Безусловно, балансировать интересы было непросто. И здесь проявилась редкостная техническая интуиция Д.И.Козлова, без которой не бывает прорывов в новое. Можно быть замечательным теоретиком, гениальным конструктором - но, чтобы изделие не осталось только на бумаге, без стратегического предвидения на десятки лет никак не обойтись. Такой прогноз тем более необходим, если речь идет о задаче государственного масштаба, когда на единую цель работают десятки тысяч людей.
В конце 60-х годов предполагалось начать на "Прогрессе" серийную сборку РН "Зенит" и заменить ею "Союз" в пилотируемых программах. "Козлов решительно отказался, - вспоминает бывший работник министерства общего машиностроения. А.Ф. Мордовцев. - "Знаешь, - сказал он мне, - "семерка" еще лет двадцать поработает".
В середине 80-х годов на заводе "Прогресс" готовились к производству РН "Энергия". Тогда возник проект передачи сборки "Союзов" в Ташкент. И снова Д.И.Козлов выразил своё несогласие. Время показало, что неуступчивость Генерального конструктора была вполне правомерна. "Зенит" пилотируемым носителем так и не стал. Не летает "Энергия". Украина и Узбекистан - самостоятельные государства. И с самарскими "Союзами" после катастрофы американского "челнока" "Колумбия" связано существование мировой пилотируемой космонавтики.
И.В. МЕЩЕРЯКОВ, генерал-лейтенант, Главный академик-секретарь, вице-президент Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского:
"Первый спутник фотонаблюдения "Зенит" был сделан в ОКБ-1 при участии Д. И. Козлова. С этим спутником Козлов был отправлен в Куйбышев. Потом на "Зенитах" поменялась оптика. Потом появился "Янтарь" с передачей информации по радиоканалу - это уже изобретение ЦСКБ. Потом - большие, многоцелевые спутники.
Мы полагали, что должны непрерывно следить за поведением выявленных целей, чтобы заблаговременно обнаружить подготовку противника к нанесению ракетно-ядерного удара. Имелся каталог признаков, которые указывали на то, что противник готовится развязать боевые действия.
Когда стали поступать спутниковые фотографии, можно было положить на стол руководства страны альбом со снимками:- где у противника стартовые позиции; где открыты крышки шахт; где с ракет "головы" снимают или ставят - всё видно.
ЦСКБ стал основной организацией по созданию системы обзорной и детальной разведки в нашей стране. Кроме того, самарцы создали на тех же самых аппаратах систему топографической разведки - а это совсем другое направление. Теперь топография Земли привязана к звездам, и это, конечно, принципиально новое решение задачи. Поэтому Дмитрий Ильич Козлов не только справлялся с теми задачами, которые перед ним ставили, а справлялся на "отлично"!
Академический советник В.В.Полетаева

 
english главная : карта сайта : о нас : контакты : реклама на сайте : ссылки : авторы
Рейтинг@Mail.ru  

© Copyright Поволжское региональное отделение Российской академии
космонавтики им. К.Э. Циолковского (ПРО РАКЦ), 2002
Дизайн, структура и подбор информации на этом сайте защищены законом об авторских правах. Использование материалов, опубликованных на этом сайте разрешено только после предварительного согласования с редакцией сайта volgaspace@acvrb.ssau.ru


Замечания и пожелания присылайте на volgaspace@acvrb.ssau.ru
По вопросам размещения рекламы пишите на volgaspace@acvrb.ssau.ru