english главная : карта сайта : о нас : контакты : реклама на сайте : ссылки : авторы НАШИ РУБРИКИ
VolgaSpace logo История завоевания космоса / VolgaSpace История завоевания космоса / VolgaSpace
ПАРТНЕРЫ ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТЫ ПРОЕКТЫ
СОБЫТИЯ СОБЫТИЯ
КОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БИБЛИОТЕКА БИБЛИОТЕКА
ИСТОРИОГРАФИЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
 
   
 
Мероприятия музея авиации и космонавтики Самарского государственного аэрокосмического университета, посвященные юбилею Ю.А.Гагарина

"108 минут и вся жизнь" - так называется выставка, посвященная 70-летию со дня рождения Ю.А.Гагарина, открывшаяся в музее авиации и космонавтики имени С.П.Королева 9 марта 2004г. На выставке представлены около 100 экспонатов: фотодокументальные материалы из фондов музея, архивов фотохроники ТАСС, публикации газет и журналов 60-х годов, книги, значки, памятные медали и другие экспонаты. Наиболее ценные из них - автографы Ю.А.Гагарина и Г.С.Титова, в том числе автограф Ю.А.Гагарина на фотоснимке в газете "Волжская коммуна" от 14 апреля 1961г, переданный в дар музею почетным гражданином г.Самары А.А.Росовским. Особый интерес вызывают у посетителей фотографии, связанные с пребыванием Ю.А.Гагарина и других космонавтов первого отряда в г.Куйбышеве в 1961-1963гг. Среди них известные фотоснимки корреспондентов В.Ляшенко и И.Максимова, а также малоизвестные, сделанные сотрудниками УКГБ по Куйбышевской области В.Стрель-цовым, А.Бурковым и другими, охранявшими Ю.А.Гагарина и других космонавтов на территории дачного комплекса Куйбышевского ОК КПСС на первой дачной просеке. Немало представлено на выставке и материалов, свя-занных с пребыванием Ю.А.Гагарина на Сара-товской земле: фотографии Ю.А.Гагарина - студента Саратовского индустриального техникума, курсанта Саратовского аэроклуба, первые фото после приземления 12 апреля 1961 года, графические работы саратовских художников "Гагаринские места в Саратове". Всего в фондах музея - около 200 единиц хранения, посвященных Ю.А.Гагарину. В их числе кино- и видеофильмы, которые смогут посмотреть посетители музея во время проведения выставки вплоть до конца мая с.г.
Памятной дате - 70-летию со дня рождения Ю.А.Гагарина - была посвящена и передача "Открытое пространство", организованная телекомпанией "Орион" и музеем. В прямом эфире состоялся открытый доверительный разговор директора музея Надежды Богдановой и тележурналиста Василия Васенина о том, как сохраняются раритеты космонавтики, память о выдающихся деятелях ракетно-космической отрасли в Самаре, о необходимости совместных усилий общественности и пропаганде лучших достижений отрасли и привлечения в нее молодежи.
В рамках программы развития научно-образовательного туризма музеем разработан туристический маршрут "Гагарин" (Самара-Саратов-Самара). Участники тура смогут познакомиться с космическими раритетами и памятными местами, связанными с именем Ю.А.Гагарина в Саратове и Самаре, принять участие в курсе лекций-демонстраций, посвященном истории первого полета человека в космическое пространство, а также истории развития ракетно-космической отрасли в Поволжье. Для любителей экстремальных видов туризма предлагается пилотаж на самолетах ЯК 52 -УТ и L-39, прыжки с парашютом, парапланеризм. В настоящее время проводятся рекламно-маркетинговые мероприятия, в том числе за рубежом. Тур будет представлен на выставке с международным участием "Туризм. Спорт-экстрим" и конференции "Туризм как фактор развития территории", которые пройдут в выставочном комплексе "Экспо-Волга" в на-чале апреля.
Вопросам сохранения и популяризации наследия в области ракетно-космической деятельности в Самаре активно занимается Самарская ассоциация научно-технических музеев (НТМ), объединяющая музеи предприятий и вузов города (музей СГАУ является головным и научно-методическим центром Ассоциации, а также региональным отделением Ассоциации музеев космонавтики России). Ассоциация НТМ одной из первых предложила создать музейно-выставочный комплекс в павильоне монумента РН "Союз". В настоящее время ведутся подготовительные работы по организации такого музея. Рабочее название проекта музея - "Самара космическая". В создании нового музея выра-зили готовность принять участие ГНПРКЦ "ЦСКБ-Погресс", ОАО "Моторостроитель", ОАО "СНТК им. Н.Д.Кузнецова", ВКБ РКК "Энергия", АО "Самарский металлургический завод", СГАУ и другие организации. Необходимо выработать общие походы к вопросам сохранения и пропаганды достижений отечественной космонавтики. Все это - обширное поле деятельности для Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского.

Директор музея авиации и космонавтики имени С.П.Королева, председатель совета Самарской ассоциации научно-технических музеев, академический советник РАКЦ
Н.В. Богданова

К 70-летию Ю.А.Гагарина

Великие научно-технические свершения, открывающие новые сферы деятельности человечества, всегда персонифицируются Любые великие открытия научные, географические, космические связаны с подви-гом конкретных людей, выдающихся ученых, мореплавателей, летчиков, космонавтов.
Есть великие свершения, которые не просто входят в копилку достижений цивили-зации и способствуют ее прогрессу, а раскалывают историю на "до" и "после".
Открытие Америки исторически было неизбежным. Однако история прочно связала это революционное событие с именем Христо-фора Колумба. Не будь его, лет через 10-20 этот подвиг совершил бы кто-то другой, но человечество помнит и чтит память Колумба.
Полет человека в космическое пространство был исторически запрограммирован и неизбежен. Но то, что первый виток вокруг Земли, на первом в мире космическом корабле, совершит Юрий Гагарин - рядовой советский летчик-истребитель, совсем недавно простой паренек из неведомого миру города Гжатска - это было взрывной сенсацией, во много раз более значительной, чем перелеты Чарльза Линдберга через Атлантический океан или Валерия Чкалова из Москвы через полюс в Америку.
Мир это прекрасно понял! Очень четкую оценку события дал президент Франции Шарль де Голль: "Успех советских ученых и астронав- тов делает честь Европе и человечеству. Я рад воздать им должное и направляю Вам мои самые горячие поздравления".
В космическом пространстве уже работали автоматические аппараты. Теперь оно обогатилось появлением в нем человека. Улыбка Гагарина как бы сразу осветила мир из космоса. Понятия Космос и Гагарин в па-мяти человечества неотделимы. Для народов Советского Союза первый пилотируемый по-лет имел исключительное значение. Он ду-ховно обогащал, объединял общество, под-нимал гражданскую гордость. Это было чувство всенародного единения, напоминающее радость великой победы 1945 года. Не было равнодушных.
А что же ученые, которые тоже оказали честь всему человечеству? Только через пять лет в 1966 году мир узнал имя главного конструктора Королева. С тех пор имена Ко-ролев и Гагарин связаны неразрывно.
Я был не просто свидетелем, а непосредственным участником создания и пусков ракет-носителей для первых спутников, последующих космических аппаратов, космического корабля "Восток".
После восторгов по поводу запуска наших спутников, попадания советского вымпела в Луну, успешных демонстративных полетов межконтинентальных ракет мы, создатели этой новой техники, начали сознавать, что несем ответственность не только за оборонное могущество государства, но и за международный политический авторитет страны.
Больше того, при подготовке полета в космос первого человека каждый из участников в той или иной мере иногда подсознательно чувствовал ответственность перед всем человечеством. Чем ближе участники ракет - ученые, инженеры, рабочие, испытатели, были причастны к созданию ракеты, ее систем, космического корабля, тем выше было это чувство огромной ответственности. Оно объединяло всех нас - участников подготовки полета.
Гагарин, как личность, после решения Госкомиссии, которая выбрала его для первого полета, стал для нас некой живой кульминацией этого чувства исторической ответ-ственности.
С расстояния более, чем в сорок лет от первого витка Гагарина вокруг Земли, мир продолжает восхищаться героизмом Гагарина и последующими подвигами советских космонавтов и американских астронавтов. Несмотря на то, что время притупляет эти чувства, с исторической дистанции ярче видится также и подвиг Королева и всего содружества создателей пилотируемой космонавтики, в том числе и государственных деятелей того времени.
Напомню о событиях исторической хроники.
Первый отчет о возможности запуска человека, по существу первая научно-исследовательская инженерная работа Королевского ОКБ-1 вышла в августе 1958 года. 22 мая 1959 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров о разработке экспериментального варианта корабля-спутника, который должен создать предпосылки для спутника-разведчика и спутника для полета человека. Правительство очень осторожно говорит о полете человека - пока только "предпосылки для спутника" и не обязывает осуществить запуск человека. Этим постановлением впервые были утверждены основные участники создания "предпосылок": ОКБ-1 - главный конструктор С.П. Королев - головной и далее длинный перечень организаций.
Всего в создании только корабля и обеспечении его полета участвовало более 120 организаций.
В декабре 1959 года выходит новое постановление "О развитии исследований космического пространства", в котором уже поставлена задача по осуществлению полета человека.
4 июня 1960 года снова постановление "О плане освоения космического пространства", в котором впервые предписаны сроки запуска кораблей-спутников. Это постановление вышло уже после запуска первого экспериментального корабля, т.н. "1КП".
11 октября 1960 года выходит четвертое постановление, предписывающее осуществить запуск космического корабля с человеком на борту в декабре 1960 года и считать это "задачей особого назначения".
Быстрая смена директив от очень осторожной в 1959 году до приказной в декабре 1960 года объясняется сведениями, которые поступали из США. Там тоже готовились к запуску человека.
После всех космических приоритетов, которые мы к этому времени уже имели, потерять возможность быть первыми в открытии эры пилотируемых полетов - этого нельзя было допустить. Надо отдать должное Никите Хрущеву - он по своему понимал значение предстоящего события и обязал государственный аппарат всячески помогать нам выполнить эту задачу. Государственная комиссия была наделена большими полномочиями и обладала высоким авторитетом во властных структурах.
15 мая 1960 года мы осуществили с площадки № 1 (теперь именуемой гагаринской) на полигоне НИИП-5 (ныне космодром Байконур) запуск первого экспериментального корабля 1КП. Его спускаемый аппарат не имел теплозащиты. Не успели отработать. Надо было проверить впервые работу всех систем, кроме спасения спускаемого аппарата и последующего катапультирования космона-вта. И правильно поступили.
При выдаче команды на спуск по ошибке системы ориентации корабль ушел на более высокую орбиту. Это была ошибка системы, которой мы боялись больше всего.
28 июня 1960 года второй пуск корабля "1К" с собачками "Чайкой" и "Лисичкой". На 28,5 секунде происходит авария носителя - взрыв двигателя бокового блока - собачки погибают.
19 августа 1960 года впервые после космического полета благополучное возвращение на Землю собачек "Белка" и "Стрелка".
1 декабря 1960 года носитель вывел корабль на орбиту, но вернуть собачек "Пчелку" и "Мушку" на Землю не удалось. Вследствие отказа тормозной двигательной установки сработала система аварийного подрыва. Корабль был уничтожен в космосе.
22 декабря 1960 года на активном участке разрушается газогенератор третьей ступени. Спускаемый аппарат с собачками "Комета" и "Шутка" приземлился в Якутии. Отказ системы катапультирования спас жизнь собачкам, они не замерзли.
В 1960 году было произведено пять экспериментальных запусков. Из них только один удачный. Два месяца адски напряженного труда по устранению всех обнаруженных ошибок конструктивных, технологических, испытательных.
9 марта 1961 года первый запуск корабля новой серии, т.н. "3КА". Макет космонавта "Иван Иванович" впервые благополучно приземляется.
25 марта 1961 года второй запуск корабля новой серии 3КА. Собачка "Звездочка" благополучно приземляется.
Итого, менее, чем за год семь экспериментальных пусков. Из них только три с благополучным исходом. Правда, в новой се-рии 3КА оба запуска нормальные. За время с 1957 по апрель 1961 года было проведено 46 запусков ракеты носителя Р-7, из них 16 в трехступенчатом варианте. Оценка надежности трехступенчатой ракеты к апрелю 1961 года составляла 0,6. Вот здесь и потребовался осознанный риск Королева, а вслед за ним Совета главных конструкторов и государст-венной комиссии.
Ставка была гораздо больше, чем жизнь космонавта. Много летчиков гибнут по разным причинам в летных происшествиях, и особых трагедий по этому поводу нет.
К этому уже привыкли. Но при полете в космос на виду у всего мира мог погибнуть гражданин Советского Союза, которому поручено символически как бы водрузить знамя победы над космическим пространством, опередив могучую Америку, и подать надежду осуществления вековой мечты человечества - начать эру межпланетных путешествий.
12 апреля 1961 года в 9час 06мин 59,7сек ракета с пилотируемым кораблем "Восток 3КА" №3 стартовала, Гагарин задорно объявил: "поехали" и через 108 минут благополучно приземлился на Саратовской земле.
Далее все "Востоки" и "Восходы" летали на удивление миру благополучно. Методы мобилизационной экономики оказались исключительно эффективными для выполнения космических программ тех лет.
О триумфальных путешествиях Гагарина по странам Мира много написано. Он героически выдержал испытания мировой славой. Я бы сказал, что послеполетные нагрузки и постоянные стрессы от общения с руководителями многих стран на разных континентах в течение последующих лет требовали от Гагарина большего героизма, чем 108 минут космического полета.
Я с Гагариным мало общался до полета, но хорошо узнал его после. Он сильно изменился, но по человечески только в лучшую сторону.
В день похорон Сергея Павловича Королёва Гагарин с другими космонавтами после поминок в домике Королева перешли ко мне домой. Мы долго беседовали, много было сумбурных слов, даже разговоров о полете на Луну. Мне запомнился смысл спокойного обращения Юрия ко всем собравшимся у ме-ня в тот вечер: "Я потерял больше, чем род-ного отца. Страна потеряла великого человека. Горе велико. Но мы все должны быть верны долгу, продолжить работу над делом Королева с той же великой ответственностью, которую он требовал от каждого из нас перед полетом. А сейчас, ребята, уже совсем поздно и давайте дадим немного отдохнуть хорошим людям, которые приютили нас в этот тяжелый день". Повто-ряю, это основной смысл, а не дословная запись, того, что сказал Гагарин.
Я не могу себе представить 70-летнего Гагарина. Для меня и многих знавших его он был живым и доступным источником нравственно-духовной силы, которая была необходима народу.
Сейчас в российском обществе все хорошее, что так и светилось в Гагарине, забыто или растоптано. Вместо высокого чувства долга и ответственности даже в космонавтику проникает принцип: "Если это очень нужно, то что я от этого буду иметь?".
Замечательный и мощный потенциал космической науки и промышленности пока еще позволяет России сохранить положение уже не первой, но пока еще второй космической державы.
Более 400 землян побывали в космосе. 21 космонавт и астронавт погибли.
15 октября 2003 года Китай стал третьей в мире страной, доказавшей, что владеет всем комплексом проблем для осуществления программ пилотируемых космических полетов.
По случаю полета первого космонавта Ян Ливэя в Китайской Народной Республике были всенародные торжества, аналогичные нашим времен 1961 года.
США после трагической гибели корабля "Колумбия" 1 февраля 2003 года прекратили пилотируемые полеты не менее чем на два года.
Российская программа пилотируемых полетов в настоящее время заключается в поддержании жизнедеятельности Междунакосми станции.
Только Российская космическая транспортная система - носитель "Союз У", космический корабль "Союз МТ" и грузовой "Прогресс" обеспечивают работу международной космиче-ской станции. Однако дальнейшее ее строи-тельство может быть закончено только после реабилитации и начала полетов Спейс Шаттлов.
В связи с первым успешным пилотируемым космическим полетом высшие политические руководители Китайской Народной Республики обратились к нации с заявлением, в котором говорится, что "китайский народ, полностью используя преимущества социалистического строя, достигнет новых успехов в области науки и техники и реализации целей возрождения великой Китайской нации".
Председатель Центрального Военного Совета и бывший председатель КНР Цзян Цзэминь назвал полет Ян Ливэя очередным великим достижением в осуществлении социалистической модернизации и вехой в процессе освоения высоких технологий. Это событие по его словам свидетельствует о том, что целеустремленный китайский народ способен подняться на вершины мировой науки.
Пилотируемая космонавтика оказалась предметом исторического парадокса.
14 января этого года президент США Джордж Буш выступил в НАСА фактически с обращением к нации, в котором призвал американский народ к объединению для выполнения великой национальной задачи создания базы на Луне и экспедиции на Марс.
Руководитель капиталистической образцово-показательной демократической сверхдержавы высказал по существу ту мысль, что и руководители коммунистического Китая: космонавтика в XXI веке должна стать не только двигателем для новых технологий, но и средством духовного объединения нации для выполнения сверхбольших научно-технических задач.
В арсенале российских космических разработок сохранились программы создания базы на Луне и пилотируемого полета на Марс.
России предстоит нелегкий выбор - кем быть в программах XXI века - младшим партнером Америки, союзником Китая, полноправным членом европейских программ или разрабатывать свои программы и попытаться аналогично опыту своей истории, а теперь уже примеру Китая и Америки пробудить энтузиазм ческих задач.
В отличие от руководителей КНР и США, высшие политические руководители России не могут выступить с подобными обращениями к народу. Текущие космические программы за счет имеющегося интеллектуального и производственного задела российская промышленность продолжать еще способна.
Однако для нового качественного скачка и осуществления крупномасштабных программ требуется коренное оздоровление всей экономики страны.
Для совершения подвига, аналогичного советскому шестидесятых годов или американским экспедициям на Луну периода 1969-1972 гг., необходимы большие экономические траты. Это условия обязательные, но не достаточные.
Крупномасштабная общенациональная научно-техническая программа нуждается не только в экономическом обеспечении. Необходимым условием является соединение экономики с энтузиазмом, чувством высокой ответственности всех без исключения участников программы. А для этого нужны доверие и всенародная поддержка, сильная политическая воля.

Борис Евсеевич Черток (род. В 1912 г.) - выдающийся российский ученый, конструктор систем управления ракет и космических аппаратов. Родился в Лодзи (Польша, тогда - Российская империя). В 1940 году окончил Московский энергетический институт. В апреле 1945 года в составе специальной комиссии был командирован в Германию, где руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. С 1946 года работал в тесном сотрудничестве с С.П.Королевым. Впоследствии работал в НИИ-88, в ОКБ-1 (заместитель главного конструктора). С 1966 года - заместитель главного конструктора - руководитель комплекса Центрального конструкторского бюро экспери-ментального машиностроения Министерства общего машиностроения. В 1974-92 гг. - заместитель генерального конструктора НПО "Энергия" по системам управления. С 1993 года - главный научный консультант генерального конструктора РКК "Энергия" имени С.П. Королева. Вся научно-инженерная деятельность Б.Е.Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Созданная им школа до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов. Герой Социалистического Труда (1961). Лауреат Ленинской (1957) и Государственной (1976) премий СССР. Действительный член Российской Академии наук (2000). Доктор технических наук.


 
english главная : карта сайта : о нас : контакты : реклама на сайте : ссылки : авторы
Рейтинг@Mail.ru  

© Copyright Поволжское региональное отделение Российской академии
космонавтики им. К.Э. Циолковского (ПРО РАКЦ), 2002
Дизайн, структура и подбор информации на этом сайте защищены законом об авторских правах. Использование материалов, опубликованных на этом сайте разрешено только после предварительного согласования с редакцией сайта volgaspace@acvrb.ssau.ru


Замечания и пожелания присылайте на volgaspace@acvrb.ssau.ru
По вопросам размещения рекламы пишите на volgaspace@acvrb.ssau.ru